39 лет прошло с момента, когда в прокат вышла лента Ридли Скотта "Бегущий по лезвию", классики фантастики, выдающегося произведения кинематографа. В чём уникальность фильма, почему он захватывает зрителя и чем выделяется среди остальных лент жанра?
Ответ найти не составило труда: во-первых, это самобытный дизайн транспорта, оружия, техники, экстерьера и интерьера зданий, а во-вторых, волшебный саундтрек. Давайте разберёмся, как родились и воссоединились эти элементы.
Мрачные грязные улицы, заливаемые дождём, не были придуманы авторами киберпанка. Эти элементы Ридли Скотт позаимствовал из жанра "нуар", разбавив технологиями будущего и яркими неоновыми огнями. В итоге жанр фильма определили как "нео-нуарный триллер-антиутопия".
За концепт-арт к картине создавал легендарный художник Сид Мид, который помимо "Бегущего по лезвию" работал над фильмами "Звёздный путь", "Трон", "Элизиум", "Космическая одиссея 2010" и др.
Рассказывая об источниках вдохновения для фильма, Сид Мид ёмко описал идею, скрытую за сюжетом:
Моим вдохновением был сценарий. В мире фильма реальное будущее переместилось за пределы Земли. Технологии, оставшиеся на планете, вынуждены работать сверх рассчитанного срока службы, инфраструктура постоянно модифицируется и работает на грани.
Самое главное, что этот натужно функционирующий Лос-Анджелес образца альтернативного 2019 года выглядит на 100% реальным, как и летающие автомобили полиции или старенькие такси. В этом секрет визуального богатства фильма - правдоподобие. Не удивительно, ведь Сид Мид не просто художник, но и промышленный дизайнер, он создавал то, что должно работать, а не просто смотрится необычно.
Саундтрек к фильму записывал греческий композитор Вангелис, который в тот момент находился на пике карьеры, получив "Оскар" за работу над британской картиной "Огненные колесницы" и записав серию успешных сольных альбомов. Музыкой к "Бегущему по лезвию" Вангелис полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды.
Запись саундтрека проводилась в лондонской студии Nemo Studios в 1982 году, причём Вангелис создавал композиции, просматривая ранние версии видеозаписей со сцен и одновременно импровизируя. Большая часть партий записывалась с помощью синтезатора Yamaha CS-80.
Вангелис настоял на том, чтобы выпустить саундтрек отдельным альбомом, который можно слушать как самостоятельное произведение. Релиз альбома состоялся в 1994 году, послушать его вы можете здесь.
Неужели это всё? Неужто я сумел разложить магию на составляющие и показать, как она работает? Конечно, нет. Концепт-арт Сида Мида и потрясающая музыка Вангелиса стали костяком, на который легла работа костюмеров, художников, инженеров по спецэффектам и других специалистов.
Самое главное, что ни один качественный фильм не получится без хорошей истории, и "Бегущий по лезвию" не исключение. Литературный первоисточник картины - роман Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?"
Больше концепт-артов вы найдёте на сайте Сида Мида и в этой группе.