Найти тему
Каменский Артефакт

"Урожай" созрел не для всех. Какой шедевр искусства XIX века прячут в каменском музее? И почему?

Коллекция редких предметов в фондах городского музея г. Каменска-Шахтинского является одной из самых ценных на Дону, - и по количеству экспонатов, и по их исторической значимости. Здесь содержится масса артефактов, представляющих большой интерес для исторической науки, - от старинных предметов быта до произведений искусства самой высокой пробы. В музее, например, хранятся коллекция серебряной посуды разных веков, обширное нумизматическое собрание, оружие XIX века, иконы, старинные книги, картины и т.д.

Из коллекции старинного оружия. Каменский музей.
Из коллекции старинного оружия. Каменский музей.

Есть легендарные вещи. К примеру, самовар XIX века, к кипяточку из которого приложился , и не раз, граф Лев Николаевич Толстой. Самовар нес службу на почтовой станции, и 25 января 1854 года в станицу, чтобы переждать здесь метель, завернул будущий автор "Войны и мира". Великий писатель застрял в станице на три дня. А результатом его станичного стояния стала знаменитая повесть «Метель».

Но есть в музее и экспонаты, скрытые от посторонних глаз. Они появляются в музейных витринах либо по особому случаю, либо вообще остаются в тени фасадных коллекций, рождая в головах знающих о них людей вопрос: почему их не являют широким массам?

Музейные работники отмахиваются: экспонат не вписывается в структуру той или иной коллекции, или количество предметов превышает возможности экспозиций, так что многим предметам приходится годами ждать своей очереди, и т.д. И все же, в случае с некоторыми вещами, можно предположить, что истинная причина их сокрытия от народных глаз - большая материальная и историческая ценность. Не то, чтобы это скульптуры Челлини или яйца Фаберже, но для музея, находящегося на периферии всеобщей музейной жизни, они являются бесценными реликвиями.

Одним из таких экспонатов, спрятанных в недрах музея, является картина художника Я. Д. Минченкова (1871-1938) «Урожай». На полотне изображена сцена из сельской жизни. Женщина и девочка сидят у дома под раскидистым деревом, Вокруг лежат большие тыквы. Снят урожай. Женщина очищает кукурузные початки. Девочка играет с перцами. Безмятежная жизнь деревенских жителей.

Я.Минченков. Урожай.1898 г.
Я.Минченков. Урожай.1898 г.

Эта картина была написана в конце XIX века, что по определению относит ее к разряду старинных экспонатов. Но ценность этой художественной пасторали заключена в другом - в личности автора.

Кто такой Яков Минченков?

Давайте разберемся. Будущий большой художник родился неподалеку от станицы Каменской - в станице Луганской Донецкого округа. Отец Якова был священником, но сын выбрал себе другую стезю и поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, посвятив свою жизнь искусству.

Яков Данилович Минченков
Яков Данилович Минченков

В Москве он очень быстро вошел в круг известных художников. Кто-то из знакомых рекомендовал его в Товарищество передвижников. Для тех, кто забыл школу, - Товарищество передвижных художественных выставок - это объединение художников, возникшее в конце XIX века. Его целью было приобщение народа к искусству, и они возили свои картины туда, где искусство это было недоступно. В числе основателей товарищества были знаменитые русские мастера И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ге, В. Перов. Минченков входил в последнюю плеяду общества передвижников (закрылось в 1923 году).

В конце XIXвека передвижники гремели по всей стране, и попасть в ряда товарищества было для молодого художника очень престижно. Там Минченков неожиданно стал администратором выставок, и, конечно, их непосредственным участником. За его организаторские способности друзья называли Якова Даниловича «оруженосцем передвижнической рати». В Москве он сблизился с художником И. Репиным и писателем В. Гиляровским.

Свой среди великих. Товарищество художников-передвижников, Санкт-Петербург, 1914 г. Яков Минченков стоит четвертый справа.
Свой среди великих. Товарищество художников-передвижников, Санкт-Петербург, 1914 г. Яков Минченков стоит четвертый справа.

После гражданской войны Яков Данилович приехал на родину и поселился в станице Каменской. Здесь он развил такую бурную деятельность, что к концу 1920-х гг. на нем, без преувеличения, замкнулась вся каменская культура. Он создал городские курсы художников, организовал изостудии при школах, вдохнул жизнь в первый и единственный в городе симфонический оркестр. Из-под его кисти вышли многочисленные картины, портреты, этюды.

В 1930-х в Каменске состоялось главное дело его жизни, причем парадоксально, что это был не продукт красок и кистей, а литературное произведение. Однажды В. Гиляровский в письме к Минченкову в Каменск посоветовал ему написать свои воспоминания и впечатления от встреч с великими художниками. Что Яков Данилович мастерски и сделал в своей книге «Воспоминания о передвижниках». Работа стала бестселлером, правда, ее публикация состоялась уже после смерти автора.

Член легендарного Товарищества передвижников умер в 1938 г. и был похоронен в Каменске. После его смерти осталась целая коллекция картин, которая, впрочем, быстро развеялась по всей стране. Много картин распродала его супруга - с потерей кормильца ей нужно было на что-то жить. Затем грянула Великая Отечественная война... В Каменске остались всего пара-тройка картин, из которых одна - тот самый «Урожай» - чудом сохранилась для истории и попала в городской музей.

В наши дни имя Якова Даниловича Минченкова приобрело легендарную славу. Талантливый художник-передвижник, близкий друг Ильи Репина, блестящий литератор. В Каменске, в семье Л. Гайдуковой, хранится переписка Репина и Минченкова. В одном из писем Минченков приглашает Репина в гости. В ответном письме тот пишет, что «хотел бы очутиться в прекрасных вишневых садочках на берегу Донца», но увы…

Несколько картин мастера есть в краеведческом музее г. Симферополя. Как они туда попали - загадка истории. В Каменске также находятся четыре малоизвестных рисунка художника - в семье племянника мастера Ю. Карачунского.

Базарная площадь. 1920-е гг. Из коллекции Ю. Карачунского.
Базарная площадь. 1920-е гг. Из коллекции Ю. Карачунского.

Сегодня работы Минченкова в большой цене. Как художник-передвижник он вписал свое имя в пантеон имен больших русских художников. За его полотнами гоняются коллекционеры-богачи. В 2019 году на одном из московских аукционов продавалась маленькая картина Минченкова "Украинский пейзаж", стартовая цена работы составляла 150 тыс. рублей. Что говорить о конечной стоимости больших картин мастера, к числу которых относится «Урожай»?..

Картину «Урожай» редко кто видел вживую. Долгие годы она находится в запасниках музея, не появляясь перед широкой аудиторией. Когда-то, созданная художником-передвижником для того, чтобы нести искусство в народ, эта картина выполняла свое истинное предназначение. Но сегодня задумка автора и стратегия музея, по всей видимости, находятся в разладе…

Если статья показалась вам интересной и вы что-то добавили в вашу копилку знаний, подписывайтесь на наш канал. До новых встреч на "КА"!