Найти тему
Трубка Холмса

"Ирония судьбы. Продолжение". Могло ли быть иное продолжение у любимой новогодней истории?

Уже сам факт съемки продолжения самой любимой романтической истории советских и российских граждан, ставшей, по сути, частью национальной культуры и неотъемлемым атрибутом празднования Нового года, можно было рассматривать как некоторое святотатство.

Но очень модный и казавшийся в то время чрезвычайно талантливым на общем безрыбье режиссер Тимур Бекмамбетов, россыпь замечательных актеров, прежде всего практически всех тех, кто снимался в легендарной рязановской "Иронии судьбы или С легким паром!", привлекали интерес к новому фильму и возбуждали желание увидеть, что же все-таки получилось. При этом теплилась надежда, что создатели нового фильма все-таки бережно отнесутся к любимейшей романтической киноистории нашего народа. Ну, не кретины же они и не станут рубить сук, на котором сидят?

Но надежды были напрасны. Авторы нового фильма безжалостно расправились с главным новогодним киношедевром советской эпохи.

Рязановская история заканчивалась фразой: "Иначе мы никогда не были бы счастливы!" Но счастье героев было варварски разбито. Если верить так называемому "продолжению", все главные герои советского фильма: и Надя, и Женя, и Ипполит были якобы несчастны всю оставшуюся жизнь.

Тем не менее, фильм "Ирония судьбы. Продолжение" стал самым кассовым в 2008 году. Нельзя не признать, что сюжет захватывает, хотя и обладает значительными недостатками и грубыми ляпами.

-2

Фильм начинается с того, что Костя (сын Жени Лукашина) проникает в квартиру Нади (дочери Нади и Ипполита). При этом предыстория этого проникновения в фильме отсутствует напрочь. Что сподвигло Костю залезть в чужую квартиру, не понятно. Ведь совершенно необязательно, что по адресу: г. Санкт-Петербург, 3-я улица Строителей, дом 12, квартира 25, должна была проживать прекрасная девушка. Девушка могла оказаться совсем не прекрасной или там могло вообще не быть никакой девушки. Сведения о том, что Костя заранее знал что-либо о жильцах этой квартиры, кроме того, что там когда-то проживала бывшая любовь его отца, в фильме отсутствуют.

Тем не менее, Костя напористо штурмует и квартиру и молодую Надю, которую, судя по всему, он видит впервые. При этом, если практически 90 % сюжетного времени "Иронии судьбы или С легким паром!" было посвящено взаимоотношениям Нади и Жени и детально описывалось, как зарождалось взаимное чувство межу ними, то здесь этого нет и в помине. Когда Костя успел полюбить молодую Надю, да еще и настолько, чтобы решиться на подобную авантюру, не понятно. При чем необходимо также учесть, что Костя по фильму уже совсем не мальчик, способный на отчаянные поступки, а вполне солидный тридцатилетний мужчина. Его отец, в отличие от сына, в свое время, оказался в подобной ситуации совсем не по своей воле, а совершенно случайно, по иронии судьбы.

Таким образом, сама завязка этого фильма весьма сомнительна, лишена оправданных побудительных мотивов и логического объяснения.

Есть в фильме ляпы и поменьше.

Например, факт похода Кости в баню с друзьями отца. Это весьма странно, что он ходит в баню не со своими друзьями, а с престарелыми друзьями отца, еще и при том, что сам его отец в этом мероприятии по неизвестной причине участия не принимает. Или новогодний подарок Вали, героини В. Талызиной, которая решила почему-то подарить Наде и Ираклию фотокарточку матери Нади, будущей тещи, в молодости. Что за странный подарок, да еще и на Новый год? Тем более, что у самой Нади в семейном альбоме таких фотографий должно быть пруд пруди.

С героиней В. Талызиной связан еще один сюжетный ляп. После объяснения постаревшего Жени Лукашина, происходившего на лестничной площадке, Валя, по замыслу создателей фильма, не должна была принимать участие в дальнейших событиях, но вывели ее из сюжета весьма нелепым способом. Когда все герои, за исключением уехавшего на лифте Жени Лукашина, возвращались обратно в квартиру, Валя заявила, что она расчувствовалась, в квартиру не пойдет и лучше посидит здесь. Желание гостьи остаться сидеть на лестничной клетке на картонных коробках, почему-то не показалось хозяевам квартиры, в том числе и ее ближайшей подруге, странным или неудобным. Никто даже ради приличия не попытался уговорить Валю все-таки зайти в квартиру и о гостье, оставшейся сидеть на лестничной площадке, никто впоследствии и не вспомнил. Валя же бесследно испарилась.

-3

Так же явно неудачным решением следует признать и то, как обыграли в фильме отсутствие другой подруги Нади - Тани. То, что Л. Ахеджакова отказалась играть в продолжении "Иронии судьбы или с Легким паром!", известный факт. Создатели нового фильма не смогли придумать ничего лучшего как отправить Татьяну в эмиграцию в Израиль. Ничего плохого, конечно, в этом нет. Но, тем не менее, факт такой эмиграции как-то не вяжется с образом Тани - милого, забавного и нелепого персонажа, и радостные крики Вали: "Израиль! Израиль!", как-то не добавляют симпатии к переделанным на новый лад старым героям нового фильма.

Сомнительны и созданные авторами картины образы главных героев Нади и Кости.

К. Хабенский, как известно, любимый актер Т. Бекмамбетова. Актер хороший, но во всех фильмах, по сути, он играет самого себя. Если в фильме "Ирония судьбы или с Легким паром!" мы видим как Женя завоевывает Надю, проявляя мужские качества, которые дремали где-то внутри него, в глубине его души, то Костя берет Надю жуткой прилипчивостью и тем, что он целенаправленно давит на Надину жалость. При этом Костя устраняет соперника весьма изощренным способом. В ход идет самый бессовестный обман, а благородству и порядочности, имевшим место в отношениях между Ипполитом и Женей, несмотря на их напряженность, в новом фильм места нет. Как не странно, обман в сочетании с прилипчивостью и вызывающей жалость убогостью, дают свой результат.

-4

Однако процесса зарождения любви Нади к Косте в фильме мы не видим. Е. Боярская крайне неровная актриса. У нее есть удачные роли, но есть и крайне неудачные. Роль в фильме "Ирония судьбы. Продолжение", к сожалению, нельзя отнести к ее успехам. Е. Боярская не сыграла в этом фильме и сотой доли тех чувств, которые были сыграны Б. Брыльской в советском фильме. В данном случае, мы видим лишь красивую куклу с минимумом актерской игры. Поэтому, финал, в котором Надя все-таки выбирает Костю, становится для зрителей сюрпризом.

-5

Что же тогда удачного в этом фильме? По сути, фильм держится на персонаже С. Безрукова, сыгранного интересно и талантливо. Именно с Ираклием связаны наиболее забавные фрагменты картины.

-6

Тем не менее, наплевательское отношение к старому фильму, в конечном итоге, сыграло злую шутку с так называемым "продолжением". После его просмотра возникает некий диссонанс. Фильм вроде понравился, но душа не хочет воспринимать его как продолжение, убивающее прежнюю любимую новогоднюю историю. Со временем первоначальный интерес к "Иронии судьбы. Продолжение" прошел, его художественные достоинства стали забываться. И в выборе между любимой новогодней историей и новой кинолентой, перечеркивающей своим сюжетом эту историю, зритель сделал выбор в пользу первой. И не мудрено, что в 2021 году ни один телевизионный канал не показал фильм "Ирония судьбы. Продолжение", хотя ранее делались попытки показывать его даже в связке с "Иронией судьбы или С легким паром!". Забвение стало наказанием за легкомысленное отношение к чувствам зрителей.

А ведь при более бережном отношении к любимой нашими гражданами новогодней истории, фильм, действительно, мог бы получить шанс на то, чтобы войти в узкий список любимых россиянами новогодних фильмов.

Вот примерный вариант изменений в сюжете:

Женя и Надя прожили вместе долгую счастливую жизнь. Незадолго до событий, происходящих в фильме, Женя Лукашин умер, что не мудрено, ему уже ведь прилично за шестьдесят.

У Жени и Нади есть взрослый сын Костя, который живет отдельно в своей квартире. Косте катастрофически не везет в личной жизни и прямо накануне Нового года он расстается с очередной своей девушкой (с этого фрагмента как раз можно было бы и начать фильм).

Надя звонит Косте, чтобы поздравить его и его девушку с Новым годом и узнает о расставании, она жалеет сына, приглашает его к себе встретить Новый год и вспоминает о приключении его отца, ставшем счастливым для нее и Жени.

Друзья отца звонят Косте, чтобы поздравить его и его девушку с Новым годом, узнают о расставании и приглашают Костю к себе в баню, чтобы поддержать его морально , поговорить по-мужски и поделиться житейским опытом.

Костя едет в баню (и это в данном случае совершенно оправданно). Друзья отца вспоминают опять счастливое происшествие с его отцом и, шутя, советуют ему повторить его опыт.

Костя, находясь фактически в состоянии аффекта после расставания с девушкой, решается на авантюру (возникает логически оправданный мотив для поездки Кости в Питер).

Он ищет в Питере квартиру уже по своему новому адресу и по иронии судьбы в данной квартире проживает дочь Ипполита Надя.

Мать Кости, не дождавшись сына к себе на Новый год, переживает и созванивается с друзьями мужа и понимает, что сын ввязался в авантюру. Она решает отправиться в Питер, созвонившись с проживающей там своей старой подругой Валей, которая организовывает ей встречу и вместе с ней едет по адресу, соответствующему Костиному адресу в Москве.

В Питере у Нади происходит романтическая встреча с Ипполитом, который любил ее всю жизнь.

В остальном сюжет можно было бы оставить прежним. В этом случае, как говорится, и "волки были бы сыты и овцы целы".

Читайте Были ли в СССР красивые актрисы, способные сыграть Надю в "Иронии судьбы или с Легким паром!"?

Кино на вечер. Топ-5 современных французских комедий.

"Последний богатырь: Корень зла". Стал ли фильм провалом по сравнению с первой частью?

"Огонь". Фильм, в котором не хочется искать недостатки

"Смертельная зона" - новинка от Netflix, смертельно разочаровавшая украинских "патриотов"

Фото взяты с Яндекс.Картинки в открытом доступе.