Найти тему

Цирк с конями: современные конные статуи - искусство или китч?

В последнее время интернеты как-то вспомнили о том, что скульптура как вид искусства существует. Достаточно было кому-то изваять "страшную Аленку", и все тут же начали стенать, что современное искусство - это г. Один блогер на Дзене написал, что есть еще хорошие образцы, например, статуя Евпатия Коловрата в Рязани.

Памятник неизвестно кому
Памятник неизвестно кому

Собственно, этот памятник меня и натолкнул на написание этой статьи. Потому что назвать этот образец искусством я не могу. И да, я не искусствовед, но у меня есть историческое и художественное образование. Но дело не в образовании, а во вкусе и элементарном стремлении осознавать происходящее.

Памятник Коловрату - это не искусство, а дизайн городской среды.

Неплохой, вполне профессионально сделанный дизайн. Но содержания в нем никакого нет, а именно оно во многом делает искусство настоящим.

Кто такой Евпатий Коловрат? Легендарный богатырь, вроде как. То есть это оммаж в сторону суконно-посконных и православно-духовных скреп, которые сейчас активно пытаются призвать взамен умерших советских идеалов. Но это все очень напоминает попытки поднять мертвеца методами культа вуду. Мертвец может зашевелится, но живее от этого не станет.

Но даже если отбросить содержание и обратиться к форме: вам этот Коловрат никого не напоминает?

Знаменитый "Медный всадник"
Знаменитый "Медный всадник"

Композиция статуи Коловрата полностью слизана с Медного всадника, включая даже камень. Вы мне можете сказать - ну а сколько вариантов композиции для статуи конного воина? Согласна, не много. Но это не повод так жестоко копировать. К тому же непонятно, с чего бы конь Коловрата вдруг встал на дыбы? Оттого, что богатырь оказался тяжелым? В случае статуи Петра Первого его конь попирает ногами змея - это и отсылка к Георгию-Победоносцу, и символизм роли первого императора в истории России. Заказчиком памятника выступала Екатерина Вторая, которая таким образом почтила память того, кто открыл окно в Европу и тем самым сделал возможным ее правление. Она поставила себя в один ряд с ним - символично поименовав на памятнике Петра Первым, а себя Екатериной Второй. То есть это был еще политический манифест.

И здесь мы опять сталкиваемся с тем, что современное искусство в лице все той же статуи Коловрата, хоть и пытается тоже выдвигать какую-то политическую повестку, внятно ничего сказать не может. Потому что сказать ему нечего. Нет никакого внятного послания, ни у заказчика, ни у скульптора, ни у эпохи в целом. И может, поэтому конь Коловрата так эпично садится на хвост (а не только чтобы на него опереться и не рухнуть).

Для примера вот вам пара конных статуй со вздыбленным конем:

Памятник эрцгерцогу Карлу в Вене, 1860г.
Памятник эрцгерцогу Карлу в Вене, 1860г.

Тут Карл изображен со знаменем в битве при Асперне. Эрцгерцог знаменит тем, что первым из всех полководцев того времени не проиграл эту битву казалось бы непобедимому Наполеону Бонапарту. То есть символизм этой статуи и позы коня совершенно ясны. Отдельно надо сказать, что шедевром эту статую делает то, что при весе в 20 тонн, она опирается всего на две точки. То есть коня не посадили на хвост, а смогли сбалансировать просто виртуозно.

Памятник Хосе де Сан-Мартину
Памятник Хосе де Сан-Мартину

Еще один не сидящий на хвосте вздыбленный конь под героем освобождения Аргентины. Генерал указывает пальцев вперед, призывая таким образом народ на освобождение от колониального режима.

Ну и самое главное отличие Коловрата от всех остальных статуй - те принадлежат персонам историческим, а не легендарным. И уже только поэтому за ними чувствуется больше смысла. А без него искусство превращается просто в дизайн.

В другой статье я продолжу тему конных памятников, современных и исторических.

А пока напишите, считаете ли вы памятники вроде статуи Евпатия Коловрата искусством?

Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал. Вам все равно, а мне приятно!