Холодным декабрьским вечером 1905 года группа молодых анархистов-чернознаменцев подошла в центре Одессы к престижному кафе, месту времяпровождения богатых горожан, и закидала его бомбами. Это было кафе известного одесского кондитера Либмана, расположенное в красивом здании на углу Садовой и Преображенской улиц. Все исполнители террористического акта были арестованы. Двоих террористов приговорили к длительным срокам тюремного заключения, а троих приговорили к смертной казни.
Причиной такого радикализма в среде молодых людей из приличных одесских семей была обстановка, сложившаяся на юго-западе российской империи до и после революции 1905 года. Одесса в начале двадцатого века – это главный порт на юге российской империи, крупный промышленный центр, в котором интенсивно развивались капиталистические отношения. Противостояние портовых рабочих и рабочих промышленных предприятий с буржуазией и властью обострились до предела. В юго-западных районах российской империи, в которых преобладало население не титульной национальности и неправильного вероисповедания, в начале двадцатого века бурно развились все направления анархизма, отвергающие и власть и государство. Молодые инородцы юго-западных губерний российской империи, ввиду социальной и национальной несправедливости лишенные социальных лифтов, стали питательной средой анархизма.
В 1905 году в Одессу из эмиграции возвращается Яков Кирилловский. Он родился в марте 1882 года в старинном городе Гайсин Подольской губернии. В 1898 году он окончил Одесское коммерческое училище, в 1898–1900-х годах учился в Сорбонне на юридическом факультете. В 18 лет, в 1900 году, он примкнул к революционному движению, участвовал в деятельности социал-демократических организаций в Одессе и Умани, подвергался полицейским репрессиям и, в конце концов, уехал за границу. Во Франции он познакомился с марксистами, стал фанатиком «социального равенства». Изучив опыт европейского и американского синдикалистского рабочего движения, он стал последователем Фернана Пеллутье и Жоржа Сореля. Он начал издавать в Париже первую анархо-синдикалистскую газету «Новый мир» на русском языке. Новые имя и фамилию «Даниил Новомирский» Кирилловский берет от названия газеты «Новый мир». Новомирский в Одессе пытается возглавить местных анархистов и направить разрозненное анархистское движение в русло синдикализма. Немотивированный террор анархистов-чернознаменцев Новомирский не поддержал, считая, что террористические акции должны быть не вообще против буржуазии и власти, а целенаправленными в отношении конкретных организаций и личностей. В Одессе Новомирский создает анархо-синдикалистский «Союз коммунистов». В декабре 1905 года из-за преследований полиции он вновь эмигрирует, на этот раз в Нью-Йорк. В Одессу Новомирский вернулся в сентябре 1906 года. Этот приезд для него ознаменовался тем, что в организацию вступили эсеры-максималисты Одессы. В 1906 году он создает объединенную "Южно-русскую группу анархо-синдикалистов «Новый мир», в которую входят моряки, портовые грузчики, рабочие промышленных предприятий. При группе действовала законспирированная боевая дружина, в которую входило до сотни боевиков, осуществлявших террористические акты и экспроприации. В ноябре 1906 года Новомирский напечатал в Одессе «Программу синдикалистского анархизма», где обосновал принципы нового направления и цели борьбы синдикалистов. Он участвовал во всех террористических актах группы, в том числе в ограблении Одесского отделения Петербургского коммерческого банка в ноябре 1906 года. В мае – июле 1907 года организация анархо-синдикалистов поддержала требования бастовавших моряков к хозяевам «Русского общества пароходства и торговли» (РОПИТ) в Одессе. С этой целью Новомирский организовал взрывы на пароходах РОПИТа, убийство руководителей пароходства, а также полицейских в Одесском порту и другие террористические акции. В декабре 1906 года были взорваны бомбы на лайнере «Император Николай II» и на пароходе «Аю-Даг». В январе 1907 года прогремел взрыв на лайнере «Григорий Мерк», считавшемся гордостью РОПИТа и готовившемся к маршруту «Одесса — Нью-Йорк». Бомбу взорвали в машинном отделении лайнера.
Расправа с анархистами, несмотря на их отчаянное сопротивление, была жестокой. Арестованных анархистов казнили, сажали в тюрьмы, ссылали на долгие годы на каторгу. К 1907 году власть посредством жестких репрессий практически ликвидировала движение анархо-синдикалистов в Одессе. В июле 1907 года Новомирский вынужден был скрыться за границей. Он уехал в Женеву, где написал программную книгу «Что такое анархизм?», в которой выступил против парламентаризма, заявляя, что, привлекая в парламент рабочих, революционеры сами «…усиливают авторитет политической диктатуры буржуазии». Отрицание государства Новомирским мыслилось как отрицание всех его элементов и составляющих его органов и институтов: парламента и правительства, суда и закона, армии и полиции.
Одесса в начале ХХ века стала одним из центров анархизма в Российской империи. Удивляться этому не приходится — портовый город, который до сих пор величают не иначе как «Одесса — мама», населял достаточно восприимчивый к радикальным идеям народ: моряки, портовые грузчики, докеры, отчаянные люмпен-пролетарии. Даже авторитет преступного мира Одессы Мишка Япончик (Михаил Винницкий) симпатизировал революционным движениям и даже оказывал материальную помощь левым эсерам и анархистам. У Япончика было много общего с анархистами, но и во многом он расходился с ними. Его привлекала дерзость анархистов, но в то же время он не отрицал власть. Если не будет власти, то не будет богатых. Тогда кого же грабить? Не соседей же по Молдаванке, которые не каждый день кушали досыта. Грабить – это не убивать. Напугать клиента – это одно, убить клиента – это совсем другое. Завтра грабить будет некого.