Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. ЛАРИСА ШЕПИТЬКО ...была королевой

Лариса Шепитько. Снято 1975/02/13
Лариса Шепитько. Снято 1975/02/13

Советский кинорежиссёр, сценарист и актриса ЛАРИСА ШЕПИТЬКО родилась 6 января 1938 года в Артёмовске (Украина). Погибла 2 июля 1979 года в Калининской (ныне Тверской) области.

Из книги Аллы Демидовой «Бегущая строка памяти»:

Её гибель тоже закручена в её судьбу и силу её воли. Она начала снимать новый фильм — «Матёра». Выезжать на выбор натуры надо было очень рано. А до этого у кого-то из группы был день рождения, и они просили Ларису выехать позже. «Нет. Раз назначено — надо». И они выехали. Шофёр заснул. Милиционер видел, как мчалась по параболе «Волга», в которой все спали, он хотел её остановить, но не успел. «И, — рассказывал шофер грузовика, — я увидел, как на меня мчится «Волга». Я свернул к обочине, потом я практически встал. Больше мне некуда было…» Грузовик был с прицепом, гружённым кирпичами, «Волга» со всего размаха врезалась в прицеп, и эти кирпичи накрыли общую могилу. Характер Шепитько — и в её фильмах, и в её гибели.

Из книги Юрия Визбора "Когда все были вместе":

Вот что было замечательным в этом человеке - то, что она
всегда шла прямым путем. Она принадлежала к той редкой
категории художников, которые знали не только чего они хотят,
но и как этого достичь. Она шла к цели не сообразуясь с
обстоятельствами, а приводя их в форму, удобную для творческого
процесса как такового, шла максимально прямо, не делая никаких
секретов из конечного пункта, к которому она стремилась. За два
с половиной года до начала работы по созданию фильма "Ты и я" в
Доме творчества кинематографистов "Репино", когда не было
ничего, кроме общих замыслов еще не написанного сценария,
Лариса мне сказала: "Я прошу тебя освободить весь 1970 год.
Весь. Мы займемся настоящей работой. С кем мне нужно поговорить
об этом? С твоим начальством? С женой?" Самое смешное
заключалось в том, что она не сочла возможным спросить меня
самого, как я отношусь к этому предложению. Просто она считала,
что "люди одной группы крови", как она имела обыкновение
говорить, не нуждаются в подобных объяснениях. Просто за ней
всегда стояла такая сила и убежденность, что в мире кино,
подверженном в большой степени неверности и необязательности,
она выглядела как королева.
Собственно говоря, она и была
королевой.

Отрывки из интервью с Ларисой Шепитько в 1977-78-м годах:

"Я верю, что страдание очищает душу человека, оно подводит человека вплотную к осознанию смысла собственного существования. Но искусство зовет не страдать, а сострадать. Сострадание — способность ощущать чужую боль как свою — возвышает человека, поднимает его над самим собою. И если человек в состоянии разделить чувства других людей — его жизнь есть жизнь духовная...

Отечественная история поддерживает нас. Вам, наверное, известно, как одолевала Россия многовековое рабство — иго захватчиков, крепостной гнет. Чтобы выстоять, добиться освобождения и независимости, необходимо было осознать себя как нацию, то есть сложиться духовно и жить духовной жизнью, крепнуть в духовном единении. Нажитое богатство животворной духовности передается из поколения в поколение — так обеспечивается здоровье, бессмертие народа. Напоминать об этом — значит возводить заслон потребительским интересам, защитить человека от власти вещей, не позволить ему утонуть в мелочах повседневности, помочь людям пройти через соблазны и через тяготы, неизбежно возникающие на жизненном пути, вместе с народом бороться против всяческого зла...

...ведь о том и речь — как противостоять, что противопоставить этой реальной опасности. Правда, я не считаю, что эта опасность велика и является прямой угрозой русскому, советскому образу жизни. Если иметь в виду... судьбу живущих поколений, общественные тенденции, то надо сказать, что в нашей жизни сила духовности велика и притягательна и бездуховного прозябания стыдятся даже те, кто живет потребительскими интересами...

Нельзя пренебрегать опытом истории. Как бы ни притворялся порой какой-нибудь легкомысленный человек, что не нуждается в прошлом,— оно его сформировало, все мы выросли из прошлого и зависим от него. Кстати сказать, мы, люди зрелого возраста, сами уже являемся прошлым для наших детей. Стало историей, бесспорно поучительной, поколение наших родителей, становимся историей мы — такие, какие есть. Каково же нам было бы ощущать себя перед смертью, если допустить, что жизнь мы растратим попусту, да к тому же с нами умрет и то немногое, чем были мы живы, и то значительное, что породило нас! Если задуматься над этим — поселится в душе и не покинет ее жгучее беспокойство, желание сохранить и в меру своего дарования приумножить богатство культуры народа..."

Не забывайте ставить лайки, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" можно приобрести в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/