Найти тему

44.Что есть общее между религией и наукой

Чайник Рассела. Никто не может установить, летает ли он в космосе, или его там нет.
Чайник Рассела. Никто не может установить, летает ли он в космосе, или его там нет.

Последние 200лет прошли под знаком противопоставления науки и религии.

А Гегель учил, что на определенном этапе развития противоположностей ещё нет, а есть некое единство, как платформа для развития будущих противоречий. Эту платформу Гегель называл основанием. Давайте вместе поищем основание, общее для религии и науки.

И поможет в этом нам книга «Структура магии» Р.Бэндлера и Д.Гриндера.

Предупреждение: все цитаты из этой книги сильно мною упрощены для быстрого понимания моими читателями.

Будучи людьми, мы не имеем дела непосредственно с миром. Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором мы все живем. То есть все мы создаем для себя карту или, иначе, модель, которой пользуемся для порождения собственного поведения,

Назначение мира идей (карты или модели) не состоит в изображении мира, – такая задача была бы совершенно невыполнима, – а в том, чтобы у нас был инструмент, позволяющий нам легче отыскивать свой путь в мире.

Каждый из нас создает отличную от других модель общего для нас мира и живет, таким образом, в несколько иной реальности.

…….

Мы применяем язык для репрезентации и передачи нашего опыта – язык представляет собой модель нашего мира. Но он вместилище всех моделей, то есть метамодель.

Вот он, момент истины! Когда у людей появился язык, они стали пользоваться моделями!

И религия, и наука – два процесса, оперирующие с моделями – и мира, и человеческих отношений.

Они генерируют модели, столь необходимые человеческой психике. В этом и есть их общее, основание для развития борьбы между ними.

Но и религия, и наука имеют целью формирование предпочтительных моделей.

Чем наука отличается от религии? Оценкой вероятностей на основе эксперимента!

Учёный формулирует две гипотезы – консервативную и альтернативную. Их суммарная вероятность всегда равна единице. Но в этой формулировке всегда заложено сомнение, которое есть противоположность веры.

А верующий принимает одну, излюбленную гипотезу, об устройстве мира.

Кто слепо верует, тот блажен, ибо не испытывает мучительного когнитивного(=познавательного) усилия.

«Благодать» – вот то ощущение, к которому стремится любой верующий. Кто его испытал, того никакие умственные доводы не отторгнут от религии. И спорить бесполезно.

Почему люди избегают познавательного усилия?

В основе когнитивного усилия лежит внутренний диалог. А интенсивный внутренний диалог – причина «расщепления мозга», то есть шизофрении. Так называемый «обычный» человек боится расщепления своей личности, именно поэтому он избегает когнитивных усилий. Внутренний раздрай никому не нужен!

Цельная, нерасщеплённая личность всегда может сделать выбор без особых колебаний.

«Ашхабад – там!» – говорил герой фильма «Кин-дза-дза!». Это ярчайший пример цельной личности. Очень часто цельные личности – параноиды. (Смотрите другие мои статьи в этом блоге.)

Почему же ученый не боится когнитивного усилия?

Да потому, что когда он находит истину, то утраченное мозгом единство восстанавливается. Ученый может сделать единственный выбор в любой из хорошо изученных им ситуаций. При этом, в результате изучения, набор возможных адекватных реакций расширяется, становится богаче. Ощущение богатства возможностей и наслаждение могуществом ума служат хорошей эмоциональной компенсацией за пережитый когнитивный диссонанс.

Парадоксально, но ученым движет вера! Вера в то, что рано или поздно он получит эту самую эмоциональную компенсацию. (Это вполне по Гегелю.)

А верующий не верит, что когнитивное усилие приведёт его к мощному всплеску положительных эмоций. Верующим движет скепсис, изначальное неверие в свои возможности. Чем более человек верующий, тем более он неверующий (в свои собственные силы). Это тоже вполне по Гегелю.

Чем больше изначальное неверие в себя, в свой ум, тем горячей вера. Надо ведь компенсировать негатив от личных неудач!

Если пообщаемся со вновь обращенными, которых стало довольно много после буржуазной революции 1991 года, то заметим, что, как правило, вновь обращенный уверовал потому, что капитулировал перед когнитивными трудностями под шквалом личных неудач.

Трехлетний малыш подбежал к папе, уткнулся носов в колено и просит. Он капитулировал. Так и верующий.

Ученых всегда было, есть и будет - меньшинство. То, что число остепенённых растёт, никого не должно смущать. Просто появилась мода на «корочки». Как ни крути, это признак принадлежности к избранному меньшинству. Корочки просто покупают!

Вот как сильно некоторые хотят принадлежать к избранному меньшинству!
Вот как сильно некоторые хотят принадлежать к избранному меньшинству!

А к настоящим ученым люди относятся, как капризные дети к булочкам с изюмом. Изюм выковыривают, а булочки отдают собачке.

Вольтер говорил: «Если бы бога не было, его бы следовало придумать».

Он был совершенно прав. Этот «опиум для народа»- самый безболезненный наркотик.

Я считаю, что слепая вера в науку много опасней. Не согласны? Давайте подискутируем.

А эта картинка объясняет, почему "красные" сильно не любили попов
А эта картинка объясняет, почему "красные" сильно не любили попов