В 1940 году, покинув оккупированный Париж, Андре Бретон и несколько членов группы сюрреалистов отправляются в Марсель. Там Бретону приходит в голову создание собственной сюрреалистической колоды карт. Идею поддержали вторая жена Бретона Жаклин, а также Виктор Браунер, Оскар Домингез, Макс Эрнст, Андре Массон, Жак Эроль и Вифредо Лам. Каждый из них написал по одной или несколько карт. При этом художники изобрели собственные масти:
- замочную скважину (символ знаний);
- огонь (символ любви и желания);
- колесо (символ революции);
- звезда (символ мечты),
а также изменили состав персонажей, и вместо привычных валетов, дам и тузов героями карт стали кумиры сюрреалистов – Фрейд, Новалис, Жерар де Нерваль, Гегель, Бодлер и маркиз де Сад.
Сюрреалистичная колода карт Таро, которую группа назвала «Марсельской игрой», стала талантливой интерпретацией традиционной колоды – яркой и парадоксальной. Сюрреалисты считали, что настоящее творчество рождается из отказа от собственного «Я» и является воплощением юнговского «коллективного бессознательного». Они стремились к наивному и даже детскому осмыслению «взрослых» понятий, полагая, что именно коллективный разум рождает новые формы и новые смыслы, а спонтанный результат и непродуманные нативные действия могут дать начало другому искусству.
В этом смысле сюрреалистов очень привлекала игра как акт коллективного самовыражения. Игра как таковая, основанная на принципе удовольствия, позволяла отказаться от повседневной рутины и давала абсолютную свободу самовыражения. Игры сюрреалистов создавали альтернативную реальность – чудесную и парадоксальную. В группе сюрреалистов были популярны все игры, в которых можно было зашифровать явления действительности ребусами и загадками. Играли в «правду», в «портрет по аналогии», в «ночной песок» и «изысканный труп». Все эти игры были основаны на теории коллективного творчества: каждый игрок вслепую предлагал слово, понятие или даже рисунок, который в свою очередь дополнялся другим игроком так же вслепую, и так по цепочке. Соединение произвольных смыслов рождало новые смыслы, ну или новую бессмыслицу.
В этом смысле создание собственной колоды карт Таро – так называемой «Марсельской игры» - стало одной из знаковых страниц сюрреализма. Эта совместная работа сюрреалистов сняла табу с оккультных тем, которые раньше группа обходила стороной.
Спустя четыре года в 1944 году сам лидер группы Андре Бретон написал книгу «Аркан 17», что соответствует карте «Смерть» в классической колоде, а в 1947 году Виктор Браунер написал картину «Сюрреалист», похожую на классическую карту «Маг».
Еще о сюрреалистах можно прочитать здесь: Мона Лиза с бородой, или чем приходится платить за популярность
и здесь: Почему М. Эрнст пригласил Ф.М. Достоевского?
О предтечах сюрреализма - здесь: Питер Брейгель Старший «Фламандские пословицы». Черт в подушке и голый зад в окошке
Джузеппе Арчимбольдо: фрукты, символы и Габсбурги