Удивлены? Но именно такое впечатление у меня создается когда я пишу в поисковике слово марс: куча видео о том, как будет происходить полет на марс, какая там будет колония, какие там будут законы. Причем обязательно летят Американцы, других стран просто не существует. Отдаю должное Американцам, пиарщики они мастерские и нам надо поучится у них любить свою страну, да да, именно любить свою страну и верить в нее. Потому что сейчас наше национальное хобби это поливать свою страну грязью с ног до головы и при этом добавлять: "я патриот, я обожаю свою страну", а потом идет рассказ как у нас все плохо, плохая власть, науки нет, медицина ужасная и т.д. и т.п. Хочется сказать таким людям: "Нет, вы не любите свою страну не обманывайте себя и других".
Но ладно, я что-то отвлекся, давайте поговорим о полете Американцев на марс, тем более мне кажется некоторые уже пакуют чемоданы, так как Маск сказал, что полетим, вон даже уже прототип SN8 взлетел и почти вернулся с 12 километров, полный успех, осталось в принципе чуть. Вы не думайте, я не смеюсь, над тем что SN8 разбился об полосу. Это действительно ничего не значит и полет был в целом неплох, мне понравился, я даже несколько раз пересмотрел, так как правда круто было. Но давайте разберемся что же именно произошло. Для начала, что показал нам полет прототипа:
1. Он может подняться на 12 км.
2. Он может управляемо упасть с 12 км.
3. Он может повернуться вертикально.
Какой этап Вас поразил больше всего? Я не смеюсь над испытаниями, это обычный шаг в процессе создания нового изделия, но единственное, что меня смущает, зачем в эру цифровых технологий испытывать каждый чих, не уж то это дешевле чем смоделировать на компьютере и испытать уже более менее законченное изделие, Вы обратили внимание, что никто (Америка в лице НАСА, Россия, Китай, Европа и т.д.) столько не испытывает, все сейчас делается в цифре. Ну тут есть конечно одно объяснение - пиар, надо же привлекать инвестиции, а разработка на компьютере это не круто, по ютубчику не покажешь.
В итоге по результатам испытаний мы увидели, что ничего особенного ровным счетом не увидели, зачем вообще это испытывалось по большому счету не понятно, так можно было бы испытать отдельно, что корабль просто может стоять на стартовой площадке и все в диком восторге визжали бы несколько часов.
Это ладно проехали, пошли дальше, а давайте подумаем, в чем собственно говоря сложность создания такого корабля как Starship? Почему до сих пор его нет, несмотря на то, что такие страны как Америка и СССР работали над этим много лет назад. Давайте посмотрим какие этапы при полете проходит корабль:
1. Взлет.
Будем условно считать эту часть самой простой, ну действительно, построй ракету побольше и отправь лететь, тут в принципе все более менее ясно. Я не говорю, что это легкая задача вообще, но вполне решаемая и в принципе уже много раз решенная разными странами я думаю что и Илон Маск с ней справится.
2. Возвращение первой ступени.
Вот это уже сложнее, да Маск вернул свою Falcon 9, но это несравнимо проще, так как она меньше и там не стоит 4 десятка двигателей раптор (привет Н1 которая даже взлететь не смогла с таким количеством двигателей, но времена конечно другие уже), так теперь он ее хочет ловить пусковой башней сразу. Сможет ли он это сделать? Не знаю, у меня есть сомнения, наверное рано или поздно сможет, но не так надежно как Falcon 9, будет иногда терять башню и ступень и тогда уже встанет вопрос нужна ли такая многоразовость, но в конце концов этот этап можно опустить, потому что он не обязательный.
3. Возвращение из космоса
По моему мнению самый сложный этап всего этого действа как по самому процессу так и по испытаниям. Маск выбрал абсолютно новый способ охлаждения корабля, не с помощью теплового щита как делают на одноразовых кораблях, делали на шаттле, буране (т.е. везде), а с помощью охлаждения корабля остатками топлива. Звучит круто, но надо понимать, что это даже не темный лес, а абсолютное черное тело, никто не знает как это будет работать и будет ли работать вообще. Как я понимаю не было ни одного испытания еще и все это чистая теория. Почему он выбрал делать так? Не знаю, но видимо делать второй шаттл нет никакого смысла, этот этап мы уже прошли. Лично мне очень интересно что из этого выйдет.
4. Межполетное обслуживание
Звучит просто, но если мы хотим получить надежный корабль то опускать этот этап нельзя, а он может быть очень долгим. Да Falcon 9 запустили повторно через несколько часов, но там и сложность и риски были в разы меньше. В конце концов стоит заметить, что Шаттл начинался примерно также как Старшип, было много шуму и надежд, собирались летать в космос чуть ли не раз в неделю и он кстати тоже был многоразовым в итоге где сейчас шаттл? Получилось дорого и неудобно и важную роль в этом сыграл как раз этот пункт.
Вернемся к вопросу, почему этого не сделали другие? Ответ простой - сделали (опять же шаттл и буран), но по большому счету это было никому не нужно и очень дорого. Тот же шаттл был намного дороже одноразовых кораблей, а все что за это получали это возможно вернуть с орбиты 20 тонн груза, что как бы после холодной войны просто не нужно, да и в холодную войну не пригодилось.
Как говорится: "Из вышесказанного следует нижеследующее". Мое мнение, что пока марс к нам особо не приблизился, чемоданы можно смело распаковывать, проблем вагон и маленькая тележка и решений пока особых нет, а главное нет особых причин решать эти проблемы, что мы вообще забыли на марсе? И это мы только обсуждали взлет и посадку корабля на земле, а надо еще долететь до марса, сесть там, взлететь и вернутся, тут опыта у человека нет вообще никакого в пилотируемой космонавтике. Так что в лучшем случае собранные чемоданы пригодятся только нашим детям и то не факт.