Во времена правления Сталина СССР прошел за короткое время от лапотного состояния до державы мирового уровня и по технологиям и по возможностям производства.
Были реализованы нетривиальные программы строительства тяжелой индустрии в рамках аграрной отсталой в технологическом плане страны.
До сих пор некоторые специалисты считают, что в СССР при Сталине было задумано несколько мегапроектов, которые не были реализованы и заморожены почти сразу после смерти вождя, но актуальные для России до сих пор.
Трансполярная магистраль
Трансполярная магистраль — проект железной дороги от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки.
Нередко в трансполярную магистраль включают города Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута. Дорога так и не была закончена, а с железнодорожной сетью страны соединена через Печорскую железную дорогу.
Трансполярная магистраль была задумана в 1928 году, в рамках широкого обсуждения вариантов реализации проекта Великий Северный железнодорожный путь.
Сейчас на основе остатков Трансполярной магистрали, эксплуатируемых и заброшенных, создается Северный широтный ход. С его вводом в строй огромные пространства Севера будут включены в народное хозяйство России.
Основная сложность окончания стройки связана с огромной стоимостью проекта.
Тоннель на Сахалин
Впервые идея строительства тоннеля на остров появилась еще в 19-м веке. Но из-за технических сложностей и дороговизны об этом проекте в полный голос заговорили только в 20-е годы 20-го века.
В конце 20-х годов прошлого века начались проектные изыскания.
В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил И. В. Сталин. Было 3 основных варианта: паром, мост и тоннель. В 1950 секретным постановлением было закреплено решение — строить тоннель и использовать паром как запасной вариант.
Началась стройка и строители даже начали подготовку к копке тоннеля со стороны материка. Но со смертью И.В.Сталина стройку сначала заморозили, а потом и вовсе похоронили.
По воспоминаниям одного из молодых инженеров Ю. А. Кошелева (недавнего выпускника МИИТ 1951 года, присланного по распределению на эту стройку, руководившего строительством первой шахты до оси тоннеля), ситуация сложилась такая:
« В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, — это тем, что давали подписку о невыезде.
На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года…
Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие.
Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли.
Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой.
Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…»
Теперь же к идее вернулись вновь. Ведь если соединить материк с Сахалином, а после перекинуть тоннель или мост на о-в Хоккайдо, то можно сделать Японию частью материка. Тогда товары из Японии в Европу поступали бы в 2 раза быстрее, чем морем. А Россия на этом может неплохо зарабатывать.
Стоимость моста и тоннеля на Сахалин практически одинаковы и в 2019 году окончательно принято решение строить на Сахалин мост.
План преобразования природы
К этому плану можно относиться по-разному, но в нем были очень интересные и полезные составляющие. Так планировалось насадить около 4-х миллионов гектаров лесополос для уменьшения влияния ветров на разрушение почв и изменение урожайности злаковых культур. Тогда считалось, что южные суховеи значительно иссушают почвы и снижают урожайность.
От этого плана полностью не отказались, и до сих пор засаживают около 30-50 тысячи гектар лесополос ежегодно, но это все же капля в море по-сравнению с 4-мя миллионами гектар.
Мне кажется, что этот план следует полностью воплотить в жизнь.
Читайте другие статьи на моем канале:
P.S. Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал!