Найти в Дзене
Послушайте!

Записки из мёртвого дома. Каторга в русской литературе.

"Записки из мёртвого дома" - это одна из самых жёстких и суровых работ Ф. М. Достоевского. После прочтения повести остаётся ощущение, что сам прошёл через каторгу, прожив годы с ворами, аферистами, разбойниками, убийцами и другими людьми, что погрязли в пороках. Не зря творчество Достоевского называют "реализмом", ведь ему удалось так красочно и подробно описать типы людей, которые переступили через закон и уехали в места не столь отдалённые.

Оно и не странно, ведь Достоевский сам был узником Омского каторжного острога, из-за того, что состоял в революционном кружке. Вначале его приговорили к смертной казни, а после помиловали и отправили на несколько лет в Западную – Сибирь, в место - страданий и «перерождения убеждений» автора.

Основной вопрос, который встаёт не только в Записках из мёртвого дома, но и в других произведениях Достоевского - насколько правильно наказывать человека за преступление? Ведь вся карательная система строится на том, что бы лишь обозначить, что человек совершил злодеяние, что бы наказать и унизить, но не как не исправить его. Писатель очень подробно описывает телесные наказания арестантов и как каждый из них переносит, иногда несправедливо нанесённые, унизительные увечья.

«Арестант сам знает, что он арестант, отверженец, и знает свое место перед начальником; но никакими клеймами, никакими кандалами не заставишь забыть его, что он человек.»

«Боже мой! да человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнул образ божий. С этими-то «несчастными» и надо обращаться наиболее по-человечески. Это спасение и радость их.»

«Конечно, остроги и система насильных работ не исправляют преступника; они только его наказывают и обеспечивают общество от дальнейших покушений злодея на его спокойствие. В преступнике же острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие.»

Кандалы являются символом безысходности. Даже в госпитале, у чахоточных, умирающих больных, которые полностью высохли, и для которых даже ладан на груди является безумной тяжестью, оставляли прикованным к этой груде металла.

«Кандалы – одно шельмование, стыд и тягость, физическая и нравственная. Так по крайней мере предполагается. Бежать же они никогда никому помешать не могут. Самый неумелый, самый неловкий арестант сумеет их без большого труда очень скоро подпилить или сбить заклепку камнем. Ножные кандалы решительно ни от чего не предостерегают; а если так, если назначаются они решеному каторжному только для одного наказания, то опять спрашивают: неужели ж наказывать умирающего?»

-2

Так же Достоевский показывает как вера помогает человеку стойко или даже радостно проходить через лишения и увечья:  например очень известный разбойник, что верил в свой побег и которому предстояло пройти через целую кучу ударов палками. Когда он отлёживался в госпитале, он с нетерпением ждал, что бы спина восстановилась, дабы пройти наказание до конца и сбежать. Так же очень характерный образ для лирики Достоевского, старик, у которого «было своё спасение» - молитва и идея о мученичестве.

«Этот Ж-кий был тот самый вечно молившийся богу старик, о котором я уже упоминал…Старика наказали. Он лег под розги беспрекословно, закусил себе зубами руку и вытерпел наказание без малейшего крика или стона, не шевелясь…Каторжные стали очень уважать Ж-го с этих пор и обходились с ним всегда почтительно. Им особенно понравилось, что он не кричал под розгами.»

Интересный момент, как арестанты относились к работе. Когда их заставляли делать бессмысленную, бесполезную работу, они делали её нехотя, настроение их было мрачное и даже обозлённое. Но когда работа обучала чему то новому или шла на пользу людям, которые живут на свободе, то арестанты выполняли её чаще всего с энтузиазмом и даже весело и более быстро. Такая работа разбавляла каторжные, однотомные будни и была полезной, это понимали и сами арестанты.

-3