Всем привет, сегодня вы прочитаете про спортивный автомобиль, разработанный конструктором Дереком Гарднером для участия в сезоне 1971 года Формулы-1.
Начнем с исторической справки, после покажу этапы постройки.
Более 20 лет прошло с последнего сезона Tyrrell в Формуле-1, но память об этой команде жива до сих пор. Лучшим периодом в истории коллектива стало начало 70-х, когда на трассы Больших Призов синие машины выводили Джеки Стюарт и Франсуа Север.
Пройдя через все ступеньки младших классов от Формулы-Юниор до Формулы-2 в 1968 году Кен Тиррелл стремительно ворвался в мир «Королевы автоспорта», располагая шасси Matra и двигателями Ford-Cosworth DFV. Первый номер Tyrrell шотландец Джеки Стюарт завоевал три победы и занял итоговое второе место в дебютном для команды сезоне, а год спустя не оставил шансов соперникам – 6 побед в 11 гонках и заслуженный чемпионский титул. В Формуле-1 появилась новая сила, с которой завсегдатаям паддока пришлось считаться, но после чемпионского сезона Тиррелла ждала крайне неприятная новость. Начиная со следующего года Matra хотела оснащать свои шасси исключительно собственными двигателями V12. Быть может, Кену и удалось бы уговорить французов на параллельное существование Matra-Ford и заводской Matra, как это было в 68-м, но в дело вмешалась политика. Автомобильное подразделение корпорации Matra готовилось к сделке с Simca, главным акционером которой являлся Chrysler. В такой ситуации установка двигателей с «голубым овалом» на французские шасси была невозможной.
Несмотря на все достоинства шасси Matra, идеально подходившее Стюарту, Тиррелл решил, что отказ от «косвортовской восьмерки» принесет куда больший вред его коллективу. Тогда Кен обратился к коллегам по паддоку: Колину Чэпмену, Брюсу МакЛарену и Джеку Брэбэму с Роном Торонаком. Все они вежливо отказались продать шасси своему прямому конкуренту, лихо обставившему Lotus, McLaren и Brabham в прошедшем чемпионате. На счастье Тиррелла, в Ф-1 пришла фирма March, готовая продать свое шасси 701-й модели всем желающим. На первых же тестах стало ясно, что March 701 – это еще сырой автомобиль, требующий доводки, к тому же никто не собирался специально затачивать его под водительский стиль Стюарта. Хоть Джеки и заработал поул-позицию в первой же гонке на March-Ford, а во второй – победу, Кен Тиррелл уже принял решение строить шасси самостоятельно и не собирался его менять.
В поисках главного конструктора Тиррелл принял довольно рискованное решение, уговорив занять эту должность Дерека Гарднера. Гарднер трудился в компании Ferguson, основной сферой деятельности которой была сельскохозяйственная техника.
Так как личного опыта постройки болидов у Гарднера не было, ему пришлось изучить все современные шасси, после чего он сформулировал свои требования относительно компоновки, аэродинамики и распределения веса.
Весной в секретный проект были посвящены самые доверенные механики Дядюшки Кена, прибывшие в гараж для установки на макет двигателя и коробки передач, а так же Джеки Стюарт, по антропометрическим данным которого Гарднер установил оптимальные размеры кокпита. В середине лета деревянный макет был готов и передан фирме Gomm Metal Developments из родного для Тиррелла графства Суррей для постройки монокока.
В августе Tyrrell 001 дебютировал на «Международном Золотом Кубке» в Оултон-Парке. Удивлению соперников и журналистов не было предела, тем более Джеки Стюарт установил новый рекорд трассы перед сходом из-за проблем с топливной системой. При этом в конструкции автомобиля сложно было найти что-либо революционное, особенно на фоне прогрессивного Lotus 72. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, задняя – с одиночными верхними рычагами, параллельными нижними рычагами и двойными толкающими штангами. Витые пружины и амортизаторы не стали прятать в кузове по примеру Lotus, хотя задние тормозные диски вынесли с колес для уменьшения неподрессоренных масс. К передней стенке монокока был прикреплен подрамник, служивший опорой для рулевой рейки, креплений подвески и водяного радиатора. Сверху эти элементы были закрыты большим стеклопластиковым антикрылом, из-за которого некоторые журналисты сравнили машину с рыбой-молотом. Воздух для охлаждения радиатора проходил под антикрылом, а выходил из отверстий над ним, огибая верхнюю часть кузова с двух сторон. Резиновые топливные баки расположились вдоль боковых стенок кокпита. К задней стенке кокпита крепился всем знакомый 430-сильный V8 Ford-Cosworth, работавший в связке с 5-ступенчатой механической КПП Hewland FG-400. Tyrrell 001 оснащался резиной Dunlop и дисками из магниевого сплава производства Aeroplane & Motor. Несмотря на свою простоту, конструкция машины отличалась вниманием к мелочам, а так же небольшой массой – 578 кг (на 45 кг меньше, чем у March 701).
Tyrrell привезли 001 на этап Чемпионата мира в Монце, но из-за конструктивного просчета в топливной системе двигатель не мог развивать максимальную мощность, а поломка колесной ступицы только подтвердила желание Стюарта стартовать на March. Завершали чемпионат три заокеанских Гран При в Канаде, США и Мексике. Гарднер решил проблемы с топливной системой, поэтому во всех гонках Стюарт использовал Tyrrell 001. Скоростной потенциал новинки не вызывал вопросов – один поул и два вторых места в квалификации, но финишировать не удалось ни в одной из гонок – к двум отказам мотора добавилась подвеска, сломавшаяся когда Стюарт сбил собаку.
В межсезонье Кен Тиррелл заключил хороший спонсорский контракт с Elf и перешел с Dunlop, покинувшей мир Ф-1, на Goodyear, а для второго пилота Франсуа Севера было построено шасси Tyrrell 002. Для повышения жесткости Гарднер сконструировал монокок закрытого типа вместо «ваннообразного» на 001.
На открывавшем сезон ’71 Гран При Южной Африки Джеки Стюарт завоевал поул, а в гонке уступил лишь Марио Андретти на Ferrari, заработав первые в истории очки для Tyrrell в Кубке конструкторов. Ко второму этапу в Испании для шотландца была построена новая машина – Tyrrell 003, отличавшийся от 002 лишь расположением педального узла. Новое шасси Стюарт привел к финишу на первом месте, а через месяц повторил свой успех в Монако.
Tyrrell начал сезон ’72 со старыми машинами. Джеки Стюарт уверенно выиграл первую гонку в Аргентине используя Tyrrell 003, но в следующих четырех этапах (Гран При Бельгии шотландец и вовсе пропустил из-за проблем с желудком) заработал лишь три очка. Не намного лучше шли дела у Франсуа Севера – лишь 6 очков за второе место в Бельгии.
С историчкой справкой закончили теперь этапы постройки модели.
1 Этап постройка кокпита и переднего бампера, антикрыла и передней подвески
2 Этап постройка двигателя и задней подвески
3 Этап постройка колес
Тем кто дочитал до сюда, спасибо большое, у меня к вам вопрос хотите ли вы видеть исторические справки по поводу модели или просто сборка?
Источники
Instagram: https://www.instagram.com/deepdolphip/
Историческая справка : https://www.drive2.ru/b/509925731367650322/