Найти в Дзене
Экс-экспат

Слава Собянину!

Прогуливаясь по Москве как приезжий, я вижу много быстрых перемен к лучшему, что вызывает у меня прилив положительных эмоций, и я часто восклицаю, ни к кому особенно не обращаясь, "Слава Собянину!". Реакция московских старожилов, находящихся в зоне слышимости вокруг меня примечательна: в лучшем случае в ответ я получаю угрюмые и неодобрительные взгляды.
Оглавление

Прогуливаясь по Москве как приезжий, я вижу много быстрых перемен к лучшему, что вызывает у меня прилив положительных эмоций, и я часто восклицаю, ни к кому особенно не обращаясь, "Слава Собянину!". Реакция московских старожилов, находящихся в зоне слышимости вокруг меня, примечательна: в лучшем случае в ответ я получаю угрюмые и неодобрительные взгляды, в худшем - более или менее развернутую, критику в адрес московских властей, по лекалам эха дождя. Как известно, большое лучше видно на расстоянии, и для меня две вещи несомненны - во-первых, москвичи живут в одном из наиболее удачно обустроенных городов мира, во-вторых, они сами этого не понимают или не хотят признать.

Плитка

Больше всего москвичей почему-то злит плитка. У меня здесь проявляется преимущество пожилого возраста: я помню, как все было до плитки. Тогда тротуары и дорожки вокруг моего московского дома отнюдь не были покрыты идеальным эльфийским асфальтом. Нет, тротуары имели совершенно убитое асфальтовое покрытие, а на дорожках между домами никакого покрытия вообще не было. В дождь прогулка до метро в нормальных ботинках была не то чтобы невозможной, но сильно затрудненной; отмывание ботинок от грязи было практически ежедневным занятием. Сейчас, как в любом городе первого мира, поход в магазин в дождь не требует более прыжков через грязные лужи. Вымокнуть можно, а вот испачкаться трудно. И за это - слава Собянину! А в центре еще и желобки проведены от водосточных труб поперек тротуаров, чтобы ручьи текли в желобах, а не где попало, и их было легко перешагнуть.

А зимой плитка действительно скользкая - но и асфальт скользкий, если его плохо чистить. В новогоднюю ночь 2021 года с ее ледяным дождем я не заметил большой разницы между плиткой и асфальтом; оба падения в нашей группе были как раз на покрытом ледяной коркой асфальте.

Цветы

У моего подъезда стоят вазоны, летом с цветами. И вдоль дорожек тоже. И по утрам приезжает рабочий на маленьком тракторе и их поливает. И живу я не в каком-то привилегированном доме за забором, а в обычной старой панельной постройке в спальном районе. Выхожу из дома, каждый раз мысленно благодарю местные власти - такого я не видел ни в одном крупном городе мира.

Стадионы

Местные стадионы выглядели бледно уже при СССР, а Лужков их убил совершенно. На футбольном поле выгуливали собак, каток не заливали, в парке были сплошные буераки. Теперь футбольное поле в идеальном порядке, на каток я хожу почти ежедневно, а парке появилось пространство для лыжников и - полное чудо! - каток с искусственным льдом. И пара площадок с турниками в шаговой доступности. Здесь, если честно, Москве очень далеко до мировых лидеров-скандинавов, но и объективно московская география сильно уступает стокгольмской, да и размеры слишком разные. Но с Нью-Йорком или Бостоном сравнения нет, Москва побеждает нокаутом.

Детские площадки

Детские площадки при СССР в моем районе выглядели жалобно, а после и вовсе развалились - в буквальном смысле слова. И вдруг при Собянине скопления ржавых советских труб сменились совершенно чудесными конструкциями, некоторые из которых достойны быть в парках аттракционов. Здесь Москва (или по крайней мой район) в группе лидеров, отставая немного от Скандинавии - но далеко впереди всей Южной Европы.

Публика

Москва более или менее успешно работает как плавильный котел, причесывая горожан под единую более-менее благообразную гребенку. Тем, кто жалуется на засилье нереформированных понаехавших, стоит при следующем визите в Европы подсчитать процент людей в центрах столичных городов, одетых и ведущих себя явно неадекватно. Сравнение между Веной и Москвой в смысле процента причесанности - в пользу Москвы. Другое дело, что в Западной Европе если уж причёсан, то а-ля Капуль. А у нас многие по старинке, по-русски (это, если что, отсылка к Гиляровскому, а то молодежь нынче не только ни во что не верит, но и ничего не читает) . Так вот, прочите дядю Гиляя (и Достоевского!), поверьте мне на слово и не коситесь с подозрением на пожилого дядьку, восклицающего с энтузиамом "Слава Собянину!". Я и в самом деле так думаю.