Найти в Дзене
Марина Макарова

Основные проблемы и препятствия для заключения и исполнения энергосервисных договоров (недостатки системы)

Существуют два подхода к пониманию энергосервисных услуг. В широком смысле энергосервис включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению энергопользования, другими словами – обслуживание энергетических систем. В узком смысле энергосервис представляет собой спектр мероприятий, направленных на выявление энергопотерь и причин неэффективного использования энергии, а также на разработку и внедрение

Существуют два подхода к пониманию энергосервисных услуг. В широком смысле энергосервис включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению энергопользования, другими словами – обслуживание энергетических систем. В узком смысле энергосервис представляет собой спектр мероприятий, направленных на выявление энергопотерь и причин неэффективного использования энергии, а также на разработку и внедрение решений по предотвращению данных факторов.

Для бюджетных организаций энергетический сервис является услугой, действие которой направлено на сбережение энергии и повышение энергетической эффективности предприятия.

В процессе проведения энергосберегающих мероприятий исполнитель инвестирует заказчику материальные средства. Экономия, прибыль или позитивный денежный результат, который заказчик получает на своем объекте за счет энергосберегающих мероприятий, делится между исполнителем и заказчиком.

Участниками энергосервиса являются заказчик (бюджетная организация) и исполнитель (энергосервисная компания). Энергосервисная компания (ЭСКО) – организация, которая управляет всеми стадиями внедрения проекта энергоэффективности и обеспечивает другие услуги.

Риски, сопутствующие реализации энергосервисных контрактов, могут быть как общими для любых инвестиций, так и специфическими для энергосервисной деятельности. Их можно разделить на технические и экономические. Технические риски включают в себя риск неквалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования, риск ошибочной оценки базисного потребления энергии и инвестиционных затрат. К экономическим рискам можно отнести риск изменения тарифов, риск банкротства заказчика или энергосервисных компаний и т.д. Энергосервис - это бизнес на заемные деньги. Неважно кто дал кредит, инвестиционный фонд, банк, еще кто то, неважно кто мероприятия выполняет - сам заказчик или подрядчик, деньги должны быть привлечены и возвращены из экономии

Анализ окупаемости энергосервисного договора (контракта).

Пример анализа окупаемости:

1. Кредит 1 млн. рублей.

2. Ставка по кредиту 18%- Россия, 5%- зарубежный вариант.

3. Срок окупаемости 7 лет.

4. Экономия от внедрения энергоэфективных мероприятий гарантированно есть.

5. Размер экономии не изменяется в течение года.

6. Оплата в адрес подрядчика производится без задержек.

7. Ставка по кредиту не зависит от учетной ставки ЦБ и не меняется весь срок реализации энергосервиса.

8. Оплата по кредиту начинается в первый же месяц после выдачи кредита.

При погашении кредита в первый же месяц «тело» кредита составляет 28%, а «проценты по кредиту» - 72% от суммы возврата, а значит, если Энергосервисная компания ошиблась хотя бы на 28%, она погасит только % по кредиту и «тело» кредита не уменьшится, а значит срок энергосервисного контракта увеличился бы до бесконечности.

За весь срок энергосервисного контракта проценты по кредиту составят 781 тыс. рублей, т.е. только на основании этого показателя прибавка к стоимости контракта составляет 78,1%. При ставке банковского кредита 21% проект не окупится никогда, т.к. размера экономии не хватит даже на оплату процентов по кредиту.

В зарубежном варианте в первый месяц «тело» кредита составляет 80%, а «проценты по кредиту» - 20% от суммы возврата, т.е. энергосервисная компания может ошибиться в расчетах размера экономии в 5 раз и у нее хватит средств на оплату процентов по кредиту. В зарубежном варианте срок окупаемости снизился до 5 лет из-за снижения нагрузки по обслуживанию кредита. Проценты по кредиту за весь срок контракта составят 11,8% от суммы кредита, что делает энергосервис очень привлекательным.

Кроме того необходимо учесть следующие особенности и риски:

· В расчете принималось, что экономия начинается с первого же месяца с момента выдачи кредита. На практике срок с момента выдачи кредита до первой экономии от 6 до 12 месяцев, а значит, проценты за этот период необходимо гасить за иного источника и они негативно влияют на срок окупаемости проекта (увеличивают его на год и более).

· Размер экономии зависит от сезонного фактора, как правило, летнее снижение потребления энергоресурсов влияет так же негативно.

· В программе ГРАНД-смета и ее аналогах при формировании сметы расходов по проекту нет строки «проценты по кредиту», а они занимают существенную часть расходов Подрядчика, на сегодняшний день в документации, например Муниципальных контрактов, нет возможности включить эти расходы в себестоимость.

· При выдаче кредита банк включает в кредитный договор пункт о зависимости процента по кредиту от учетной ставки Центробанка, однако на момент подписания энергосервисного контракта общая стоимость определена и не может быть изменена в дальнейшем, за счет чего Подрядчик покроет увеличение процентной ставки по банковскому кредиту?

· Важный момент - момент передачи результатов энергосервисного контракта. Все крупные заказчики требуют передачи данных сразу после окончания работ, а значит подписываются Акты КС-2 и КС-3 выдается счет - фактура. Но себестоимость у подрядчика формируется только на сумму уже понесенных затрат на момент передачи, а значит эти суммы процентов по банковскому кредиту не включаются в себестоимость и попадают в налогооблагаемую прибыль. Т.е. налог на прибыль и НДС с этих сумм подрядчик обязан оплатить в момент передачи результата энергосервиса. (В нашем простейшем примере при контракте 1781 тыс. руб. проценты по кредиту в размере 781 тыс. руб. подпадают под налогообложение) т.е. с этой суммы надо оплатить НДС и налог на прибыль и чем длительнее срок реализации энергосервиса, тем больше налогов. Появляется необходимость получения дополнительных кредитов на их оплату.

Можно возразить, что не надо передавать заказчику результаты энергосервисного контракта, не будет необходимости показывать реализацию, передавать результат работ только после полной оплаты со стороны Заказчика.

· Нет отгрузки, нет задолженности.

· Заказчику это не выгодно, т.к. у него до начала энергосервиса на основных фондах числился какой-либо объект (или котельная или насосная или система уличного освещения). После модернизации появилось полностью или частично чужое имущество. Но до начала энергосервиса это было его имущество. Какая процедура списания основных фондов?

· Подрядчику это так же не выгодно. Оставив результат энергосервиса у себя, он должен его сохранять, эксплуатировать, ремонтировать, амортизировать. На каком основании он передаст его заказчику? По остаточной цене? На каком основании будет платить Заказчик, если он не получил результата работ.

Важный момент - предмет залога. У подрядчика нет и не может быть достаточное количество имущества для обеспечения энергосервисного контракта. Кроме того практика показала, что и итог энергосервисного контракта так же не может быть предметом залога:

- На момент выдачи кредита предмет залога еще не существует.

- Заказчик не примет у Подрядчика результат энергосервиса, если он является предметом залога.

Отдельная проблема - платежная дисциплина со стороны заказчика. Не заплатить вовремя - это в последнее время национальный спорт. Энергосервис построен на кредитах, и своевременная оплата даже не обсуждается. Суды принимают решения об оплате просроченной задолженности со стороны Заказчика только в рамках учетной ставки Центробанка, а банки начисляют проценты заемщику-подрядчику по ставке, указанной в кредитном договоре.

Более мелкая, но не менее важная проблема - отсутствие достоверных данных о энергопотреблении в базовом году. Как рассчитать экономию по энергосервису, если не с чем сравнить, или сравнение не достоверно. А есть еще объективные факторы: например теплая зима. Да, можно внести поправочные коэффициенты, но нет экономии - нет оплаты. Ответственность за достижение размера экономии лежит на Подрядчике.