Послание Аллахом на многобожников сильного и холодного ветра в ночное время
Ветер опрокидывал их котлы и срывал палатки. Это произошло через десять с лишним дней после осады ими мусульман.
Муслим передает от Хузейфы ибн аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, который сказал:
«[Однажды] ночью [во время нашествия] племён, когда мы находились вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [страдая от] сильного ветра и холода, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«[Поистине], в День воскресения Всемогущий и Великий Аллах [отведёт место рядом] со мной тому человеку, который [добудет для] меня сведения об этих людях».
Мы промолчали, и никто из нас не ответил [ему]. Потом [Пророк ﷺ снова] сказал:
«[Поистине], в День воскресения Всемогущий и Великий Аллах [отведёт место рядом] со мной тому человеку, который [добудет для] меня сведения об этих людях».
Мы [опять] промолчали, и никто из нас не ответил [ему]. Тогда он сказал:
«Встань, о Хузейфа, и принеси нам сведения об этих людях».
И после того, как он назвал меня по имени, мне пришлось встать. [Пророк ﷺ] сказал:
«Ступай и принеси мне сведения об этих людях, но не спугни их и, тем самым, не натрави их на меня».
Когда я покинул его, [мне казалось], что [всё время], пока я добирался до них, я шел, как будто находясь в бане[1]. Увидев Абу Суфьяна, который грел спину у костра, я положил стрелу на лук и хотел выстрелить, но вспомнил слова Посланника Аллаха ﷺ «не спугни их и, тем самым, не натрави их на меня» (а если бы я выстрелил, то попал бы в него). Тогда я повернул назад и [опять] ушел обратно, как будто находясь в бане. Когда же я вернулся и рассказал [обо всём, что я узнал] об этих людях, то мне стало опять холодно, и Посланник Аллаха надел на меня свою лишнюю накидку, в которой он молился. [Потом я лёг спать] и спал до самого утра, утром же [Пророк ﷺ] сказал:
«Вставай, соня».[2]
Ибн Исхак передает это же сообщение Хузейфы ибн аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, со следующим добавлением:
«Я отправился, вошел в их лагерь. Ветер и воины Аллаха творили с ними ужасное: срывались с места котлы, гасли костры, падали палатки. Абу Суфьян встал и сказал:
«О курайшиты! Пусть посмотрит каждый, кто с ним сидит рядом».
Я схватил за руку человека, находившегося рядом со мной, и спросил:
«Ты кто?»
Он ответил:
«Такой-то, сын такого-то».
Потом Абу Суфьян сказал:
«О курайшиты! У вас нет постоянного жилья. Верблюды и лошади гибнут. Племя Курайза нарушил данное нам слово. Он поступил с нами дурно. Как видите, мы встретились с сильным ветром. Не могут устоять ни котлы, ни костры, ни наши палатки. Уходите! Я уезжаю».[3]
На следующее утро многобожников уже не было на местах их дислокации. После чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками вернулся в Медину.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, не прекращал на протяжении этих дней обращаться к Всевышнему Аллаху за помощью и молил Его о победе. В одной из молитв он обращался с мольбой с такими словами:
«О Аллах, ниспославший Коран, скорый в расчете, разбивший племена! О Аллах, разбей их и сотряси их!» [4]
Во время этой битвы Пророк ﷺ вынужден был пропустить молитвы, а потом их возместить после того, как вышло их время. Передается в «двух достоверных сборниках» сообщение о том, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время сражения при Хандаке, ругая неверующих из числа племени Курайш, обратился к Пророку ﷺ со словами:
«О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я едва успел совершить предвечернюю молитву перед тем, как зашло солнце!»
И Посланник Аллаха ﷺ, сказал ему:
«Клянусь Аллахом, я не смог совершить ее».
Умар рассказывает:
«Затем мы спустились в Бутхан и Посланник Аллаха ﷺ, совершил малое омовение, и мы тоже вместе с ним исполнили малое омовение. Посланник Аллаха ﷺ совершил предвечернюю молитву после того, как скрылось солнце, а после этого он исполнил вечернюю молитву». [5]
У Муслима этот же хадис приводится с добавлением:
«В день нашествия союзных племен Посланник Аллаха ﷺ, сидя на своей доле (от трофеев) Хандака, сказал:
«Они отвлекли нас от средней (предвечерней) молитвы! Пусть же Аллах наполнит их дома и их могилы огнем!»
Затем он совершил эту молитву между вечерней и ночной молитвами».
[1] Имеется в виду то, что он в продолжение всего этого времени (до возвращения к своим), в отличие от остальных, не страдал от холода (благодаря милости Аллаха, которой Он удостоил его за то, что он подчинился Пророку ﷺ и выполнил его задание).
[2] Передал Муслим (5/177). Версия же от Бухари приводит к предположению о том, что к многобожникам был направлен аз-Зубейр (однако это связано с другим событием, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил его узнать информацию о положении племени Курайза). Что касается того, кто направился к союзным племенам то, согласно единому мнению знатоков жизнеописания Пророка ﷺ — это был Хузейфа. Также можешь ознакомиться с этим событием в книгах «Уюнуль- Аcaр» Ибн Сейида ан-Наса и «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара.
[3] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (2/231).
[4] Бухари
[5] Бухари и Муслим (версия из сборника Бухари).