Найти тему

Можно ли назвать Макото Синкая новым Хаяо Миядзаки?

Хаяо Миядзаки создал множество прекрасных анимационных лент, которые популярны по всему миру. Если уже и заходит речь о полнометражных аниме, то его имя вскользь кто-нибудь да упомянит.

В последнее время, у студии Ghibli выходит не так много лент, но новые полнометражки из Японии все равно показывают в кинотеатрах. И одни из самых популярных выходят из-под пера Макото Синкая.

Хаяо Миядзаки и Макото Синкай
Хаяо Миядзаки и Макото Синкай

КАРЬЕРЫ

Миядзаки начал свою работу в 1963 году, но студию ему только удалось основать в 1985 году. За эти 20 лет Хаяо на разных студиях успел снять сериал и фильм про Люпена III, сериалы "Конан - мальчик из будущего" и "Великий детектив Холмс", две короткометражки про большую и маленькую панду (здесь он выступил только в качестве сценариста).

Первая его собственная работа "Навсикая из долины ветров" была снята по манге, первый том которой вышел в 1981 году - экранизация 1984 года. Но вскоре Миядзаки со своим другом Исао Такахатой создал Ghibli, где первым вышло произведение "Небесный замок Лапута".

Синкай учился в Токио, где остался работать над визуальными новеллами в компании Minori - показал себя с хорошей стороны. В 1997 году начинает работать над собственными проектами. Работа 1999 года "Она и её кот" заставляет обратить внимание на молодое дарование, и в 2000 Макото получает за короткометражку несколько наград. В том же году у него возникает идея короткого метра "Голос далёкой звезды".

Уже в 2004 Макото снимает свою первую полнометражку "За облаками" на студии CoMix Wave Films, которая по больше части занимается работами Синкая.

"За облаками"  2004 года
"За облаками" 2004 года

ТВОРЧЕСТВО

Какие темы затрагивает Хаяо в своих известных работах? Темы заботы о природе и её борьбе с техническим прогрессом ("Принцесса Мононоке"), воспоминаний о детстве и их сохранности ("Мой сосед Тоторо"), любви ("Ходячий замок Хаула"), преодолении себя и стараниях, о взрослых и детях ("Унесённые призраками"), об ужасах войн и междуусобиц ("Навсикая с долины ветров"), о будущем и прошлом ("Небесный замок Лапута").

"Унесённые призраками" 2001 года
"Унесённые призраками" 2001 года

А что насчёт Макото? Сам Макото признавался, что ориентиром были Миядзаки, Осия ("Призрак в доспехах") и Анно ("Евангелион"). Он развивает в своих произведениях культ науки, точнее научной фантастики ("За облаками"), размышляет об одной личности и обществе ("Твоё имя"), природе и технологиях ("Дитя погоды"), любви ("Сад изящных слов").

"Сад изящных слов" 2013 года
"Сад изящных слов" 2013 года

В общем-то звучит почти что схоже. Кроме того, что кажется, будто бы Хаяо ориентируется на более младшую аудиторию. Хотя, конечно же, это глупости - в любом возрасте приятно пересматривать его ленты. Миядзаки повлиял на очень многие поколения.

Его ленты не скучны и позволяют окунуться во все миры - начиная от сказочного, заканчивая реальным. В любой промежуток времени - прошлое, будущее. Его картины вне времени и пространства и говорят на простом языке.

У Макото не сказать, что так. Я очень сомневаюсь, что ребёнку будет интересно смотреть "Пять сантиметров в секунду". Его ленты более методичны, без особых сражений. В то время, как почти в каждом аниме Хяо есть битва. Помимо этого, Синкай более ориентируется на настоящее время.

"Пять сантиметров в секунду" 2007 года
"Пять сантиметров в секунду" 2007 года

К тому же, ранние работы Макото более меланхоличны, лишь в 2011 из-за крупного землетрясения и аварии на АЭС он решил, что позитива всё же стоит добавить.

Вот в чём творцы схожи, так это в любви творить и делать это самостоятельно. Уйдя на пенсию, Миядзаки вскоре вернулся, дабы сделать ещё одно аниме для своих внуков. А Синкай любит большую часть работы взваливать на себя.

Да, Синкай уже прозвали "новым Миядзаки", но его творческий путь, как по мне отличается от путя маэстро. И не только путя, но и тем. Возможно, его назвали так из-за того, насколько популярными становятся его ленты и сколько шуму из-за них бывает. Ведь теперь это тоже целое событие.

Лично я люблю, как аниме Хаяо, так и Макото. Они не похожи, но общее между ними однозначно есть. Каждое из них подходит под разное настроение, жизненные ситуации. Я не думаю, что Синкай "новый Миядзаки", ибо его стиль явно ориентирован на новые темы и взгляды.