Хаяо Миядзаки создал множество прекрасных анимационных лент, которые популярны по всему миру. Если уже и заходит речь о полнометражных аниме, то его имя вскользь кто-нибудь да упомянит.
В последнее время, у студии Ghibli выходит не так много лент, но новые полнометражки из Японии все равно показывают в кинотеатрах. И одни из самых популярных выходят из-под пера Макото Синкая.
КАРЬЕРЫ
Миядзаки начал свою работу в 1963 году, но студию ему только удалось основать в 1985 году. За эти 20 лет Хаяо на разных студиях успел снять сериал и фильм про Люпена III, сериалы "Конан - мальчик из будущего" и "Великий детектив Холмс", две короткометражки про большую и маленькую панду (здесь он выступил только в качестве сценариста).
Первая его собственная работа "Навсикая из долины ветров" была снята по манге, первый том которой вышел в 1981 году - экранизация 1984 года. Но вскоре Миядзаки со своим другом Исао Такахатой создал Ghibli, где первым вышло произведение "Небесный замок Лапута".
Синкай учился в Токио, где остался работать над визуальными новеллами в компании Minori - показал себя с хорошей стороны. В 1997 году начинает работать над собственными проектами. Работа 1999 года "Она и её кот" заставляет обратить внимание на молодое дарование, и в 2000 Макото получает за короткометражку несколько наград. В том же году у него возникает идея короткого метра "Голос далёкой звезды".
Уже в 2004 Макото снимает свою первую полнометражку "За облаками" на студии CoMix Wave Films, которая по больше части занимается работами Синкая.
ТВОРЧЕСТВО
Какие темы затрагивает Хаяо в своих известных работах? Темы заботы о природе и её борьбе с техническим прогрессом ("Принцесса Мононоке"), воспоминаний о детстве и их сохранности ("Мой сосед Тоторо"), любви ("Ходячий замок Хаула"), преодолении себя и стараниях, о взрослых и детях ("Унесённые призраками"), об ужасах войн и междуусобиц ("Навсикая с долины ветров"), о будущем и прошлом ("Небесный замок Лапута").
А что насчёт Макото? Сам Макото признавался, что ориентиром были Миядзаки, Осия ("Призрак в доспехах") и Анно ("Евангелион"). Он развивает в своих произведениях культ науки, точнее научной фантастики ("За облаками"), размышляет об одной личности и обществе ("Твоё имя"), природе и технологиях ("Дитя погоды"), любви ("Сад изящных слов").
В общем-то звучит почти что схоже. Кроме того, что кажется, будто бы Хаяо ориентируется на более младшую аудиторию. Хотя, конечно же, это глупости - в любом возрасте приятно пересматривать его ленты. Миядзаки повлиял на очень многие поколения.
Его ленты не скучны и позволяют окунуться во все миры - начиная от сказочного, заканчивая реальным. В любой промежуток времени - прошлое, будущее. Его картины вне времени и пространства и говорят на простом языке.
У Макото не сказать, что так. Я очень сомневаюсь, что ребёнку будет интересно смотреть "Пять сантиметров в секунду". Его ленты более методичны, без особых сражений. В то время, как почти в каждом аниме Хяо есть битва. Помимо этого, Синкай более ориентируется на настоящее время.
К тому же, ранние работы Макото более меланхоличны, лишь в 2011 из-за крупного землетрясения и аварии на АЭС он решил, что позитива всё же стоит добавить.
Вот в чём творцы схожи, так это в любви творить и делать это самостоятельно. Уйдя на пенсию, Миядзаки вскоре вернулся, дабы сделать ещё одно аниме для своих внуков. А Синкай любит большую часть работы взваливать на себя.
Да, Синкай уже прозвали "новым Миядзаки", но его творческий путь, как по мне отличается от путя маэстро. И не только путя, но и тем. Возможно, его назвали так из-за того, насколько популярными становятся его ленты и сколько шуму из-за них бывает. Ведь теперь это тоже целое событие.
Лично я люблю, как аниме Хаяо, так и Макото. Они не похожи, но общее между ними однозначно есть. Каждое из них подходит под разное настроение, жизненные ситуации. Я не думаю, что Синкай "новый Миядзаки", ибо его стиль явно ориентирован на новые темы и взгляды.