Просмотрел подряд несколько интервью Софико Шеварнадзе, которая решила поисследовать историю российского юмора, глубокими корнями уходящего в советский юмор и, вместе с тем, сильно от него отличающегося. Были опрошены фигуры «номер один» в этой области. Я видел интервью с Павлом Волей, Семеном Слепаковым, Гариком Мартиросяном и Артуром Джанибекяном. Оказалось, говорить о юморе и исследовать его дело архисерьезное и сложное. И самое главное, совсем не смешное.
Конечно, нельзя сказать, что было скучно. Но уж больно все смахивало на давнишние передачи Александра Гордона, которые специально показывали после полуночи, чтобы у зрителей не было ни одного шанса не заснуть. На передачу приходили очень ученые люди и говорили на темы, к которым даже подступиться получится не у всякого.
Худо-бедно общими усилиями была составлена антология изучаемого предмета. Был вспомянут КВН, из которого все эти фигуры номер один вышли, конечно, «Камеди клаб» и нарождающаяся новая забава российских комиков – стендап. Было интересно послушать мнение каждого. Как по мне, то все три перечисленных периода и направления, были определенными этапами взросления. Возрожденный КВН, который всей душой очень не хотел хоть чем-то походить на тогдашний «титаник» юмора, передачу «Аншлаг, аншлаг!»
У КВН это получилось. И тогда все, что производилось квнщиками воспринималось на «ура» их аудиторией. Но, иногда пересматривая какие-то отдельные «старые» хитовые номера КВН, понимаешь, что это было такое детско-юношеское высказывание. Просто молодежь стала браться за то, что было под негласным запретом у «стариков». У них это вышло удачно. Но, уровень был не высок. Конечно, открытием был «Камеди клаб». Но и он, поначалу (и это говорят сами корифеи) был явно сырой, хотя и свежий. И на ступень, другую выше по мастерству КВНа.
И вот пришел стендап. И тут я выскажу свое мнение, которое разными частями в своих статьях выдавал. Если сравнивать наш стендап и не наш стендап, то опять получится что «их» гораздо старше «нашего». Оттого и выглядит «это все вот это» достаточно поверхностно. Я уже много раз говорил, что лучшим стендапером считаю Елену Новикову, мою ровесницу, актрису, режиссера. То есть человека с серьезным сценическим, драматургическим и житейским опытом. Все остальное стендап сообщество на ее фоне выглядят по несмешному смешно.
Ребята пока еще не умеют, а значит боятся говорить о своем внутреннем мире. Их шутки, это скорее заигрывание с аудиторией, от чего часто на помощь приходит нецензурная лексика. Конечно, и это бывает смешным, чего греха таить. Но есть разная природа смеха. Вот, например, Гришковец, который уже не стесняется называть себя «первым российским стендапером». А по большому счету, он настоящий сторителлер. Его спектакли, это не набор смешных миниатюр, это истории, над которыми люди часто смеются, но это смех сопереживания и узнавания себя. Я помню, как проржал весь спектакль, «Как я съел собаку», оторваться не мог. Хотя комедийного там было не много. И после такого очистительного смеха ты надолго уходишь в саморефлексию.
Что-то похожее есть (было) у Елены Новиковой, для которой, насколько я понимаю, ее роман со стендапом был творческим экспериментом, который закончился. А, кстати сказать. Перед этим у Елены была мастерская именно «сторителлинга» в Центре имени Мейерхольда, где мы с ней и познакомились. Да и западные комики больше сторителлеры, нежели стендаперы. И тут я не могу не сказать, что слово «сторителлинг» было произнесено Артуром Джанибекяном в его интервью с Софико Шеварнадзе.
На мой взгляд выстраивается «путь взросления» российского юмора: КВН – Камеди клаб – СтендАп – Сторителлинг. Я уверен, что сегодняшним стендаперам, ребятам из камеди придется делать выбор, оставаться в рамках того, что им уже знакомо или то, что входит в моду, но больше принимается молодежной аудиторией. И здесь неизбежен конфликт между возрастом комиков и возрастом их аудитории. И мировой опыт говорит о том, что большинство «сторителлеров», это люди после сорока. Но, и они находят свою аудиторию, а главное разные способы общения с этой аудиторией в рамках «представления историй».