Найти тему
Кино, любимое кино!

Самый неправильный добрый волшебник. Очень жёсткий джин, попавший в СССР; продолжаем за старика Хоттабыча, часть 2

Информационное превью: Художественный фильм "Старик Хоттабыч", снятый в СССР в 1956 году.

Из открытых источников
Из открытых источников

Эпиграф

...Тебе скажут, дрожа от страха мелкой дрожью, что Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб - владыка телохранителей из джинов, и число моего войска - семьдесят два племени, а число бойцов каждого племени - семьдесят две тысячи, и каждый из тысячи властвует над тысячей маридов, и каждый марид властвует над тысячей помощников, а каждый помощник властвует над тысячей шайтанов, а каждый шайтан властвует над тысячей джинов, и все они покорны мне и не могут ослушаться!.. (из повести "Старик Хоттабыч")

.

В чём же возможный секрет успеха этой повести, кроме жирной идеологической подложки? Прежде всего интересен образ джина Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба. Это добрый волшебник и можно предположить, что сюжет повести и фильма, соответственно, построен по принципу "уси-пуси", где добренький волшебник исполняет добренькие дела, делает всем хорошо и заодно прославляет (до кучи) советскую власть (книга и фильм ведь насквозь идеологизированы - помните?).

Так вот, ничего подобного! Хоттабыч - добрый парень (простите, старик), способен на очень трогательную и глубокую привязанность, но имеет довольно сложный характер! Это вспыльчивый, чрезвычайно обидчивый, исключительно высокомерный и надменный товарищ! Он действительно наделён невероятным могуществом и потому страшно амбициозен и заносчив и только чудом не наломал дров, чуть не убив тех, кто по мнению Хоттабыча был не достаточно почтителен к Вольке - его спасителю и повелителю.

Добавлю к этому, что Хоттабыч неглупый и довольный хитрый дяденька, но вот образец поведения Хоттабыча по отношению к "обычным" людям: "- Ты брадобрей? - сурово спросил старичок. / - Во-первых, вежливо ответил ему Пивораки, - я попрошу вас не тыкать. А во-вторых... / Старик очень невежливо прервал разговорившегося Пивораки: - Сумеешь ли ты отлично побрить отрока, которому ты недостоин даже целовать пыль под его стопам? / - Я бы вторично попросил вас не тыкать, - снова возразил Степан Степанович... / Он хотел было продолжить свою речь, но старик молча собрал все бритвенные принадлежности, ухватил за шиворот продолжавшего ораторствовать Степана Степановича, и не говоря худового слова, вылетел с ним в окошко. Через несколько минут они влетели к пригорюнившемуся Вольке. / - А теперь, - обратился Хоттабыч к Пивораки, выпялившему глаза на бородатого мальчика, - разложил, как это подобает, свои инструменты и побрей этого отрока так, чтобы его щёки стали гдадкими, как у юной девы..."

В одной из сюжетных линий Хоттабыч попадает в Италию, где довольно жёстко разделывается с двумя злыми персонажами. Так, одного продажного итальянского инспектора-взяточника он заточает с стеклянный сосуд. Сосуд приобретает твёрдость алмаза и извлечь несчастного оттуда не представляется возможным. Другого негодяя - американского торгаша и капиталиста мистера Гарри Вандендаллеса - джин превращает в облезлую собаку, которой время от времени присылают отборные кости со своего стола бывшие друзья-капиталисты (в США все сплошь безжалостные и продажные - помните, как нас учили в школе в далёкую советскую эпоху?). Время от времени мистеру Вандендаллесу (уже в виде собаки) дозволяют выступить с 20-минутным лаем в передаче "Голос Америки"... Вот так, - прямо и в лоб, - забавная антиимпериалистическая пропаганда образца середины 50-х от советских писателей! Детских писателей!..

***

Напомню в двух словах сюжет книги и фильма - очень сходные по наполнению: советский школьник Волька Костыльков обнаруживает на дне Москвы-реки глиняный сосуд. В сосуде заточён могущественный джин Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб (см. эпиграф о его могуществе), которому больше 3700 лет и который поклялся служить тому, кто выпустит его на волю. Именно Волька освобождает этого джина и именно ему преданно служит Гассан Хоттаб...

Между мальчиком и джином завязывается трогательная дружба, но все старания Хоттабыча порадовать своего спасителя почти всегда выходят последнему боком, а то и вовсе выливаются в серьёзные проблемы. И чем больше хочет угодить Хоттабыч, тем чаще лажает. И именно в неоднозначности взаимоотношений вся соль и глубинная ценность произведения.

Из открытых источников
Из открытых источников

Продолжение следует 

Если материал был любопытен, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра, света и хорошего кино!

До новых встреч!

© 04.01.2021 Павел Карякин