Найти тему
Пещерный лоялист

Почему топливо на заправках дорожает даже когда нефть дешевеет?

Оглавление

Есть такая особенность российского розничного рынка - топливо на заправках не коррелирует с ценами на нефть на мировых рынках, как это обычно происходит в большинстве стран мира.

Цены на нефть могут как расти, так и падать, причем с огромной волатильностью:

Динамика мировых цен на нефть марки Brent по годам (в долларах США за баррель)
Динамика мировых цен на нефть марки Brent по годам (в долларах США за баррель)

Но при этом розничные цены на топливо имеют низкую волатильность и всегда растут:

Динамика цен на бензин АИ-95 на заправках, усредненно по России (в рублях за литр)
Динамика цен на бензин АИ-95 на заправках, усредненно по России (в рублях за литр)

Многие люди этого искренне не понимают, хотя все выглядит предельно просто. В общей стоимости топлива стоимость нефти составляет, в зависимости от мировых цен, в районе 15%. Все остальное - налоги и издержки НПЗ и заправок. Понятно, что изменение цен на нефть в рамках этих 15-ти процентов не может ощутимо влиять на стоимость итогового продукта. И эти изменения мы видим на графике выше в виде "легких" кратковременных циклов снижения/роста.

Из чего складывается цена бензина на заправке в России

Приведу инфографику с конструкцией ценообразования топлива на розничном рынке (не первой свежести - 2018 год, цены там ниже нынешних на 10-15%, но в целом диспозиция по статьям ценообразования схожая с нынешней, разве что НДС сейчас повысился до 20%).

В структуре цены на бензин 60% составляют налоги. Инфографика: АиФФото: aif.ru
В структуре цены на бензин 60% составляют налоги. Инфографика: АиФФото: aif.ru

Самая значительная составляющая цены топлива - налоги разных уровней. Они составляют на 2020 год более 60% цены. Еще около 30% - издержки на добычу нефти, переработку, логистику и затраты АЗС. Реальная прибыль нефтедобытчиков, нефтепереработчиков и АЗС - всего лишь порядка 10% от цены топлива совместно.

При этом не стоит забывать, что в конструкции макроэкономики нашей страны заложена еще одна особенность.

Когда нефть на мировых рынках падает, то, как правило, курс рубля к доллару растет. Обычно непропорционально, но тем не менее повышает себестоимость и налоги в рублях. Что минимизирует влияние волатильности на рынке нефти на перенос стоимости в готовое топливо.

Почему же топливо всегда растет в цене, а не просто стоит на месте?

Тоже очень простой вопрос.

Топливо на заправке - это потребительский товар. И на него накладывается инфляция, как и на другие товары. Топливо входит как в минимальную потребительскую корзину (по которой считается минимальная зарплата и прожиточный минимум), так и, само собой, в универсальную (по которой считается официальная инфляция). Оно как влияет на среднюю инфляцию, так и инфляция влияет на цену топлива. А так как инфляция составляет последние годы 3-5% в год, то и топливо перманентно растет примерно в этих же диапазонах, слегка "вибрируя" от изменяющейся цены нефти, корректировок правительством ставок НДПИ и акцизов. Все логично...

Потому топливо всегда растет в цене и технически не может снижаться. Из-за инфляции издержки на производство, логистику и норму прибыли всегда растут. Следом растет и цена.

Особенность налоговой системы России в том, что вместо прямых налогов (на доходы) отдано предпочтение косвенным налогам (НДС, акцизы). Их проще администрировать и собирать. А топливо - одна из ключевых статей доходов государства, хоть при поставках на внутренний рынок, хоть на внешний (там вместо акцизов применяются схожие по номиналу экспортные пошлины).
-4

Если у вас есть, что добавить по существу к данному вопросу - напишите комментарий ниже.

-----

Какая цена на нефть выгодна для России? Разберем стратегию Кремля

В России нефть для экспорта закончится в 2035 году. Что делать?

Нефтяная социалка. Норвегия vs Россия

-----

Если вам понравилась статья - не сочтите за труд поставить лайк.

Подписывайтесь на канал, тут много полезного и интересного.