Есть такая особенность российского розничного рынка - топливо на заправках не коррелирует с ценами на нефть на мировых рынках, как это обычно происходит в большинстве стран мира.
Цены на нефть могут как расти, так и падать, причем с огромной волатильностью:
Но при этом розничные цены на топливо имеют низкую волатильность и всегда растут:
Многие люди этого искренне не понимают, хотя все выглядит предельно просто. В общей стоимости топлива стоимость нефти составляет, в зависимости от мировых цен, в районе 15%. Все остальное - налоги и издержки НПЗ и заправок. Понятно, что изменение цен на нефть в рамках этих 15-ти процентов не может ощутимо влиять на стоимость итогового продукта. И эти изменения мы видим на графике выше в виде "легких" кратковременных циклов снижения/роста.
Из чего складывается цена бензина на заправке в России
Приведу инфографику с конструкцией ценообразования топлива на розничном рынке (не первой свежести - 2018 год, цены там ниже нынешних на 10-15%, но в целом диспозиция по статьям ценообразования схожая с нынешней, разве что НДС сейчас повысился до 20%).
Самая значительная составляющая цены топлива - налоги разных уровней. Они составляют на 2020 год более 60% цены. Еще около 30% - издержки на добычу нефти, переработку, логистику и затраты АЗС. Реальная прибыль нефтедобытчиков, нефтепереработчиков и АЗС - всего лишь порядка 10% от цены топлива совместно.
При этом не стоит забывать, что в конструкции макроэкономики нашей страны заложена еще одна особенность.
Когда нефть на мировых рынках падает, то, как правило, курс рубля к доллару растет. Обычно непропорционально, но тем не менее повышает себестоимость и налоги в рублях. Что минимизирует влияние волатильности на рынке нефти на перенос стоимости в готовое топливо.
Почему же топливо всегда растет в цене, а не просто стоит на месте?
Тоже очень простой вопрос.
Топливо на заправке - это потребительский товар. И на него накладывается инфляция, как и на другие товары. Топливо входит как в минимальную потребительскую корзину (по которой считается минимальная зарплата и прожиточный минимум), так и, само собой, в универсальную (по которой считается официальная инфляция). Оно как влияет на среднюю инфляцию, так и инфляция влияет на цену топлива. А так как инфляция составляет последние годы 3-5% в год, то и топливо перманентно растет примерно в этих же диапазонах, слегка "вибрируя" от изменяющейся цены нефти, корректировок правительством ставок НДПИ и акцизов. Все логично...
Потому топливо всегда растет в цене и технически не может снижаться. Из-за инфляции издержки на производство, логистику и норму прибыли всегда растут. Следом растет и цена.
Особенность налоговой системы России в том, что вместо прямых налогов (на доходы) отдано предпочтение косвенным налогам (НДС, акцизы). Их проще администрировать и собирать. А топливо - одна из ключевых статей доходов государства, хоть при поставках на внутренний рынок, хоть на внешний (там вместо акцизов применяются схожие по номиналу экспортные пошлины).
Если у вас есть, что добавить по существу к данному вопросу - напишите комментарий ниже.
-----
Какая цена на нефть выгодна для России? Разберем стратегию Кремля
В России нефть для экспорта закончится в 2035 году. Что делать?
Нефтяная социалка. Норвегия vs Россия
-----
Если вам понравилась статья - не сочтите за труд поставить лайк.
Подписывайтесь на канал, тут много полезного и интересного.