На просторах интернета, мне попалась интересная версия, что Пушкин Александр Сергеевич, на самом деле, не умер 10 февраля 1837 года, а мистифицировал свою смерть, перебрался во Францию и взял себе имя Александр Дюма.
На первый взгляд, данная версия выглядит фантастически, но есть факты, проходить мимо которых, по крайней мере, опрометчиво.
Действительно, слишком много совпадений и параллелей в жизни этих двух великих литераторов. Начнем с того, что оба Александра, имели африканских предков, унаследовав от них темную кожу, сохранив при этом, ярко-голубые европейские глаза.
Даже беглый взгляд на портреты молодых Пушкина и Дюма, показывает поразительное сходство.
Помимо необычной внешности, Дюма и Пушкин отличались бешеным нравом, имели независимое мнение и обожали женскую половину человечества. Достаточно прочитать воспоминания современников наших героев:
Нечто подобное современники пишут о Пушкине:
Оба литератора действительно отличались бунтарским нравом. Хорошо известна близкая дружба Пушкина с декабристами, а Александр Дюма, не отказал себе в удовольствии лично участвовать в июльской революции 1930 года. Известно, что Дюма находился в рядах штурмующих королевский дворец Тюильри.
Важный момент. В настоящее время, нет достоверных сведений о детстве и юности Александра Дюма. В основном, многочисленные биографы черпали сведения со слов самого писателя. Более-менее точные сведения появились только с 1822 года, когда А.Дюма прибыл в Париж и провел несколько встреч с друзьями своего отца Тома Дюма.
Даже сам Андре Моруа признавал, что все свои записи делал со слов Дюма.
Оказавшись в столице Франции молодой писатель, без рекомендательных писем, представившись сыном Тома-Александра Дюма, рассказал, что папа давно умер и ему нужно обустроиться в столице.
Проверить данную версию было практически невозможно. Отец Дюма, после ссоры с Наполеоном, жил отшельником, прервал все внешние контакты, женился на своей чернокожей рабыне и подробности его смерти, до сих пор, покрыты мраком.
В этот самый момент, в Российской империи происходили не менее интересные события. Александр Сергеевич, убыл в ссылку в южном направлении, где поступил в распоряжение генерала Инзова И.Н. Иван Николаевич, являясь главным попечителем колонистов Юга России, обладал огромной властью в Кишиневе и, будучи горячим поклонником таланта Пушкина, предоставил Александру неограниченную свободу действий.
Пушкин не преминул воспользоваться предоставленной свободой и предпринял ряд поездок по всему Южному краю Российской империи. Легко можно предположить, что в период с 1820 по 1823 год, Александр Сергеевич вполне мог совершить вояж и во Францию, под видом Александра Дюма.
Стоит отметить, что для инсценировки своей смерти у Пушкина были серьезные причины. Дело в том, что финансовые дела Александра Сергеевича оставляли желать лучшего. Чиновничье жалование не могло покрыть богемный образ жизни поэта, литературный журнал перестал приносить прибыль, срок выплаты по заложенному родовому имению заканчивался.
Впереди маячила реальная угроза долговой тюрьмы. Только что написанный "Медный всадник" так и не смог выйти в печать, публикацию произведения запретил лично император.
Как бы то ни было. План Пушкина сработал. После "смерти" поэта, император Николай I распорядился погасить все долги Пушкина, назначил семье Александра Сергеевича пожизненный пансион и выдал из казны 10 тысяч рублей. Кроме этого, за государственный счет были изданы все произведения поэта, с выплатой авторских отчислений семье.
У Александра Сергеевича были еще, как минимум две причины инсценировать свою смерть. Пушкин очень тяжело перенес смерть своей матери в 1836 году, да и слухи о неверности жены, добавили поэту немало тягостных переживаний.
Кроме этого, есть вопросы и по поводу смертельного ранения. Некоторые специалисты, считают, что при должном уходе, шансы на выздоровление были достаточно высокие.
Подозрительно выглядели и похороны Пушкина. По непонятной причине, тело Александра в режиме секретности, вместо Исаакиевского собора, доставили в Конюшенную церковь. Кроме этого, прибывшие на отпевание узнали, что получить доступ в церковь могут только те, кто получил специальный пропуск.
В свете протекавших событий, странно выглядит указания царского двора. Всем студентам, строго-настрого приказали оставаться в аудиториях, а губернатору Пскова спустили строгий циркуляр:
Никаких точных данных, что происходило на отпевании, и почему закрытый гроб с телом поэта находился в подвале Конюшенной церкви до 15 февраля, у нас нет.
В итоге, русского поэта похоронили в Святогорском Успенском монастыре под Псковом. Кстати говоря, безутешная вдова посетила могилу только по прошествии двух лет. Почему? На этот вопрос, так же нет ответа.
Учитывая вышеизложенное, крайне подозрительно выглядит резкий творческий прорыв Александра Дюма, начиная с 1837 года. Как горячие пирожки, из-под бойкого пера Александра каждый год выходили романы один лучше другого.
Причем среди более чем четырехсот романов, одно литературное произведение стоит особняком. Это роман "Учитель фехтования". В этом творении, в числе прочего затронута тема восстания Декабристов 1825 года.
Откуда Дюма мог знать подробности? В России он никогда не был, с декабристами дружбу не водил.
Ещё один знаковый роман Дюма "Граф Монте-Кристо", делает очень тонкий намек, на толстые обстоятельства.
Имя главного героя, Эдмона Дантеса, странным образом совпадает с хорошо известным именем Жоржа Дантеса. Совпадение? Очень странное совпадение.
Такое же странное, как в совершенстве владение французским языком, глубокие познания истории, африканские корни, вкупе с голубыми глазами и издание литературных журналов, "Современник" в России и "Мушкетер" во Франции.
Кроме того, незадолго до этого, Дюма написал роман "Жорж". Судя по всему, зла на Жоржа Дантеса, Александр не держал.
Не совсем ясен вопрос, увлечения Дюма темой России. Как известно, Александр перевел на французский язык множество произведений русских писателей, в том числе и стихи Александра Сергеевича.
Стоит отметить, что Российскую империю Дюма все-таки посетил. В 1858 году, Дюма прибыл в Санкт-Петербург, где провел множество встреч, но естественно, никто его не узнал.