Найти тему
Вход в будущее

Государственная идеология – это совсем не просто

Недавно познакомилась с книгой уважаемого мной Владимира Евгеньевича Хомякова «Государственная идеология – это просто», и немножко приуныла. Несмотря на то, что я, почти, полностью согласна с выводами, которые делает автор, моё сознание отравляется небольшим процентом несогласия. Вот этим «почти» я и хочу поделиться с моими читателями, может кто-то и развеет моё уныние.

  • Когда говорят о чём-то серьёзном, то сразу прибегают к классическим определениям, я тоже так поступила и решила посмотреть, что такое идеология.
Идеология – это «система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы, различных субъектов политики – классов, наций, общества, политически партий, общественных движений.

Можно себе представить, что тут начнётся, если государство (!?) провозгласит какую-либо идеологию. Вы только представьте себе, сколько у нас партий, общественных движений, всевозможных мировоззрений, – их просто не сосчитать. Интересно было бы увидеть реакцию господина Грефа на утверждение в России какой-либо идеологии. Ведь судя по пристрастиям и контактам последних лет, он далеко не христианин.

Г. Греф и мистик Садхгуру
Г. Греф и мистик Садхгуру

Индийский йогин и мистик Садхгуру даёт господину Грефу несколько иные идеологические установки на будущее, которые совсем не вписываются в тот образ, который создавался в нашей стране веками. И таких людей, которые по научению йогина должны приспосабливаться к будущему, у нас много.

И здесь, как мне кажется, Президент В. Путин сделал некий громоотвод в этом плане, когда сказал, что для России лучшей идеологией должен быть патриотизм. Однако, заметим, что патриотизм никакой идеологией быть не может, поскольку это состояние души человека, а вот она-то и воспитывается согласно тем мировоззренческим и духовно-нравственным установкам, которые закладываются в идеологии. Так что идеология более высокое, а потому трудно определяемая с наскока система ценностей. И то, что сказал Президент относительно деполитизации идеологии, ну, уж совсем никак не попадает под ее классическое определение.

  • В идеологии переплетается политика с религией, это – несомненно. Что из них более значимо, людям бывает трудно сказать. Более того, существуют вполне сформировавшиеся на сегодняшний день типы идеологии, которые по той или иной причине уже не работают.
Вот такие у нас мальчишки!
Вот такие у нас мальчишки!
  1. Так к социально – политическим типам идеологии относятся, к примеру, либерализм и консерватизм. Если первое это философское и общественно-политическое течение провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека, то второе, - приверженность и сохранение традиционных ценностей и порядков, связанных с религиозными и социальными доктринами. С либерализмом уже всё давно понятно, - его не принимает большинство нашего народа. Ну, а где вы сейчас найдёте традиционных православных, да ещё таких, которым политика не безразлична.
  2. Есть экономические типы идеологии. К ним относятся: социализм, коммунизм, капитализм. При капитализме мы сейчас живём, при социализме уже жили. Ни тот, ни другой тип идеологии нам не подходит. Хотя за возврат к социализму ратует очень большая часть нашего народа. Но это, на мой взгляд, не как убеждение, а как отрицание капитализма.
  3. Есть ещё национально-этнические типы идеологии, но о них я не буду говорить. А вот к различным иным типам, можно присмотреться поближе. К ним относятся: гуманизм, феминизм, меритократия, трансгуманизм. О последнем мы много наслышаны и люди, в большинстве своём, не принимают эту идеологию. Также и гуманизм с феминизмом сильно засветились. А вот понятие меритократия не многим знакомо, и оно, на самом- то деле, уже широко распространяется в обществе.
Они собираются управлять миром
Они собираются управлять миром
  • Меритокра́тия — это такой принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди. И совсем не важно, какого они социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. В одном случае система может назначать руководителей из числа опекаемых талантов. В другом, создаются начальные условия для одарённых и трудолюбивых людей (детей), чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.

Видимо, с точки зрения идеологии меритократии у нас и появилось понятие человеческий капитал. На эту тему написана уже не одна работа. Согласитесь, что для инновационной экономики, действительно нужны инновационные кадры. Но вот сможет ли государство их вырастить и не потерять в период роста, это большой вопрос.

Если мы подходим к человеку как к капиталу, то это значит, что кто-то будет вкладывать в него деньги, а потом эти деньги нужно будет возвращать. Это суть капиталистической системы. Раз это так, то человек, согласно условиям его капитализации, будет, как товар, переходить из рук в руки и никто никогда не даст гарантий, что используя этот капитал по полной программе, человек не выгорит, и его не выбросят в какой-то момент за ненадобностью на обочину жизни.

Так что с идеологией не так всё просто, как кажется на первый взгляд. А вы как считаете друзья, можем ли мы в системе многополярности идей и мировоззрений, которая существует у нас сейчас, выработать для своей страны общую, не противоречащую никому, идеологию.

Буду рада подписке на наш канал, вашим отзывам на статью и, конечно, лайкам.