Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Китайские и российские самолеты стали совместно прощупывать слабые места ПВО Южной Кореи и Японии

Совместные вторжения направлены на уязвимые места Кореи и Японии и сигнализируют о растущем военном сотрудничестве Пекина и Москвы.

Сеул. Южнокорейские истребители были подняты в воздух, чтобы противостоять совместному вторжению китайских и российских самолетов, которые зондировали одну из самых чувствительных точек в неспокойной корейско-японско-американской оборонной позиции в Северо-восточной Азии. Вторжение, по-видимому, отражает собой более глубокую модернизацию китайско-российского военного сотрудничества, в то же время, исследуя отсутствие координации обороны между Японией и Южной Кореей.

Четыре китайских и пятнадцать российских самолетов проникли во вторник в Корейскую опознавательную зону ПВО (Korean Air Defense Identification Zone или KADIZ), согласно заявлениям Объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи (JCS), о которых сообщили местные источники новостей. «Мы считаем, что это была совместная операция китайских и российских военных», – сказал представитель JCS.

Опознавательные зоны ПВО над Японией (синий), Южной Кореей (зеленый), Китаем (розовый) и Тайванем/ОКР (оранжевый). Изображение: Wikimedia
Опознавательные зоны ПВО над Японией (синий), Южной Кореей (зеленый), Китаем (розовый) и Тайванем/ОКР (оранжевый). Изображение: Wikimedia

Четыре китайских бомбардировщика Н-6 вошли в KADIZ с запада рифа Иэо, право собственности на который оспаривается Китаем и Кореей. Затем два из них полетели на восток, недалеко от острова Уллундо у восточного побережья Кореи, прежде чем покинуть зону. Китайские самолеты идентифицировали себя перед входом в KADIZ, но пятнадцать российских самолетов-бомбардировщиков Ту-95, истребители Су и самолеты AWACS А-50 – вошли в зону с севера, не сделав этого. Российская траектория полета проходила вблизи южнокорейских островов Токто, равноудаленных в Японском море между двумя странами. На островки также претендует Япония, которая называет их Такэсима. Российские самолеты продолжали летать в восточную часть KADIZ и обратно до трех часов дня.

Это было четвертое подобное вторжение в KADIZ китайских самолетов в этом году и первое – российских, сообщил Asia Times представитель южнокорейского Министерства национальной обороны. Хотя ПВО не определяется как суверенное воздушное пространство, которое охватывает сушу и простирается на 12 миль в море, согласно международному праву, широко принятый протокол гласит, что самолеты идентифицируют себя перед входом. Осложняет ситуацию в этом районе то, что китайские, южнокорейские и японские ПВО перекрывают друг друга к югу от Корейского полуострова. Перекрывающиеся ПВО также охватывают районы, оспариваемые Китаем и Южной Кореей (Риф Иэо) и Китаем и Японией (острова Сенкаку/Дяоюйдао).

Более того, Россия не признает южнокорейскую зону идентификации ПВО. В отличие от аналогичного инцидента в июле 2019-го года, когда два российских Ту-95 пролетели прямо над Токто/Такэсимой, а поднятый для перехвата корейский самолет не произвел предупредительных выстрелов. Однако Сеул подал дипломатические протесты как Китаю, так и России.

Какова была его цель? Развитие событий предполагает зарождающееся взаимодействие между китайскими и российскими силами в регионе. «Это еще один случай, когда мы видим китайское и российское сотрудничество», – сказал Asia Times Чун Ин Бум, отставной южнокорейский генерал, – «Чтобы планировать что-то подобное, они должны были провести детальные предварительные консультации и детальное планирование на всех уровнях». Цель зондажа, вероятно, состояла в том, чтобы получить данные и посмотреть на время реакции, а также, по словам генерала, увидеть «как мы будем реагировать». Подобные операции могут быть эмерджентной тенденцией. «Когда это случилось в прошлый раз, это было впервые», – сказал он, – «Теперь это, кажется, становится обычной практикой».

В то время как вторжение, возможно, было направлено на проверку российско-китайского сотрудничества и коммуникаций, оно также могло быть разработано для проверки отсутствия сотрудничества между корейскими и японскими сетями ПВО. «Есть, конечно, большая вероятность, что они проверяют именно это», – сказал Чан. Asia Times не смогла выяснить, связывают ли прямые коммуникации японские и южнокорейские ВВС. Однако отсутствие сотрудничества в области безопасности между двумя демократическими соседями уже давно раздражает США, которые имеют оборонные союзы с обеими странами, но не имеют региональной, трехсторонней архитектуры безопасности.

Стратегически операция может быть направлена на то, чтобы разделить Японию и Южную Корею. В одном из последних вторжений Токио подал официальную жалобу после того, как южнокорейский самолет обстрелял Токто/Такэсиму, заставив Сеул ощетиниться. «Китайцы действительно думают о расколе альянсов, поэтому многое из того, что они делают, направлено именно на это», – сказал Asia Times Грант Ньюшем, отставной подполковник морской пехоты США с большим опытом работы в регионе, – «Если США могут сдерживать японцев и южнокорейцев друг друга у горла, а в этом нет никакого недостатка, то, это здорово отвлекает американцев от насущных проблем региона».

Хотя обе страны имеют военных атташе в своих посольствах, единственным официальным связующим звеном между японскими и южнокорейскими военными является соглашение об обмене разведданными. Но, даже эта тонкая нить была почти разорвана в 2019-м году, когда Сеул, вовлеченный в эмоциональный торговый спор с Токио, пригрозил расторгнуть соглашение. Правда, Сеул решил отказаться от этого своего шага в ноябре того же года после вероятного давления США.

Ранее, в октябре 2018-го года, Сеул приказал японскому военному кораблю, посетившему корейский военно-морской смотр, спустить свой флаг, который многие корейцы считают символом империалистического прошлого. Японское судно предпочло не участвовать в смотре. А в декабре 2018-го года южнокорейский эсминец «раскрасил» японский разведывательный самолет своим целевым радаром в инциденте, вызвавшем крупную дипломатическую шумиху. Она остается необъясненной и, по крайней мере, публично-неразрешенной по сей день.

Учитывая, что американские авиабазы находятся как в Корее, так и в Японии, китайско-российский сигнал также мог быть направлен на Соединенные Штаты, считает Ньюшем. «Это определенно и Китай, и Россия одновременно посылают сигнал ближайшим сторонам, но, возможно, еще больше американцам с приходом новой администрации, к которой они вообще не испытывают никакого уважения», – сказал он, – «Это разминка мышц и, возможно, форма того, что должно произойти».

Рассматривая ситуацию в регионе в целом, ВМС США патрулируют в водах, которые являются весьма чувствительными для Пекина: у острова Тайвань, на который претендует Китай, и в Южно-китайском море, где Пекин построил ряд военных баз на рифах и островках, владение которыми оспаривается с государствами Юго-восточной Азии. Американские корабли часто посещают южнокорейские и японские порты, а Вашингтон имеет авиабазы в обеих странах. Американские самолеты, базирующиеся в Японии, провели полеты над Южно-китайским морем. Бомбардировщик ВВС США B-1B Lancer, американские истребители-невидимки F-35B и южнокорейские истребители F-15K пролетели над Южной Кореей в ходе совместных учений.

Безымянные союзы. Для обеих сторон это история об отсутствии альянсов. Никакой пакт безопасности не связывает Японию и Южную Корею, но и не связывает Китай и Россию. Несмотря на то, что два сторонних источника сообщили Asia Times, что военные учреждения Сеула и Токио находятся в более дружественных отношениях, чем их политические учреждения, оборонное сотрудничество между Сеулом и Токио пострадало за последние два года.

И наоборот, хотя формального альянса, связывающего Пекин и Москву, может и не быть, но обе стороны уже более десяти лет совершенствуют сотрудничество. С момента проведения новаторских совместных учений в 2005-м году Вооруженные силы Китая и России провели ряд совместных учений в Китае, Центральной Азии и России под знаменем Шанхайской организации сотрудничества в Китае, России и Центральной Азии.

Более примечательно, что китайская бригада приняла участие в масштабных учениях «Восток» на Дальнем Востоке России в 201м году – считающихся крупнейшими военными учениями, проводимыми любыми вооруженными силами со времен окончания Холодной войны. В июльском документе 2020-го года «Военное сотрудничество между Россией и Китаем: военный союз без соглашения?» отмечалось, что совместные учения распространились на более широкую географию, причем военно-морские подразделения проводят совместные учения в Черном, Балтийском и Средиземном морях, желтом и Южно-китайском морях.

Согласно документу, опубликованному эстонским Международным центром обороны и безопасности, китайский ракетный фрегат и российский ракетный крейсер провели совместные учения с ВМС ЮАР в конце 2019-го года. Впоследствии Россия, Китай и Иран провели совместные военно-морские учения в Индийском океане и Оманском море.

Сотрудничество также усилилось в сфере образования и воздушных программ, говорится в документе. По словам министра обороны России, к концу 2016-го года в российских военных академиях прошли подготовку более 3600 китайских офицеров. И Шойгу заявил, что совместное воздушное патрулирование российскими и китайскими военными самолетами над Японским морем представляет «двух соседей, стремящихся к стратегическому партнерству». Таким образом, Россия и Китай дают понять всем, что они хотят обеспечить свою безопасность.

Это говорит о продолжающемся ужесточении позиций. Это, безусловно, очень проблематично для Японии и Южной Кореи. Обе страны имеют общие с Соединенными Штатами партнерские отношения в области безопасности и демократические системы управления. Но обе страны экономически зависят от Китая – главного торгового партнера для каждой страны.

Тем не менее, хотя вторничные полеты в KADIZ могут быть частью тенденции, сами по себе они не меняют правила игры. «Не думаю, что это настолько серьезно. Это довольно дешевый способ кого-то задеть», – сказал Ньюшем, – «Они наступают на грани империй, как это делали монголы и гунны». Чун, однако, предупредил, что китайские и российские воздушные зонды создают серьезную напряженность. «Я ничего не имею против тренировок, но китайцы и русские должны быть очень ответственными», – сказал он, – «Дразня нас подобным образом, они создают нежелательную и ненужную ситуацию». Эти шаги могут привести к обратным последствиям, обратив внимание политических кругов в Сеуле и Токио на общую угрозу. «Это только доказывает, что Корея и Япония находятся в одной лодке», – сказал Чун, – «Все двусторонние пререкания не помогают более широкой проблеме, с которой сталкиваются обе страны».

ANDREW SALMON дляAsia Times Financial