У каждого начинающего актера, который приезжает в Мумбаи, есть кумиры, на которых можно равняться. Новички часто сравнивают себя с Шахрукхом Кханом или Амитабхом Баччаном, которые спали на улицах, обивали пороги студий и были отвергнуты прежде, чем стать королями города.
Имя, которое практически никогда не вспоминают, но которое, по-хорошему, должны помнить всегда — Говардхан Асрани.
Недооцененный актер и блестящий комик был одним из многих таких дебютантов, добившихся успеха в индустрии. Фактически, именно его история может стать вдохновляющей для любого начинающего актера.
Говардхан Асрани родился 1 января 1941 года в семье торговца коврами, но сам никогда не хотел быть бизнесменом. Каким-то образом он пробился в Институт кино и телевидения в Пуне, а затем и массовку фильма «Рассвет / Ujala» (1959) с Шамми Капуром и Малой Синхой в главных ролях.
Но это был единственный случай. Сразу после этого он вернулся в Институт кино и телевидения, чтобы закончить курс.
Как говорит сам Асрани:
«Попасть на киностудии в Мумбаи было очень трудно. Никто не знал об Институте Пуны. Я выпустился в 1965 году, и пять лет не мог получить никакой работы. В итоге устроился обратно в институт, теперь уже преподавателем. На заработанные деньги я каждую неделю ездил в Мумбаи в надежде, что когда-нибудь меня заметят»
В 1971 году режиссер Ришикеш Мукхерджи приехал в Институт Кино и Телевидения чтобы встретиться с Джаей Бадхури (позже Баччан). Гульзар, писавший диалоги и помогавший Ришикешу, подружился с Асрани во время его скитаний по студиям, но замолвить словечко за знакомого не решался.
И тогда Асрани решился сам — просто выловил Ришикеша Мукхерджи и выпросил у него роль в предстоящем фильме «Гудди» (1971).
«Когда я подошел к режиссеру и сказал, что хочу сыграть в его фильме, он разозлился. Но роль дал. «Гудди» стал большим хитом! Киноиндустрия сразу заметила новую девушку — Джаю. Но при этом и меня тоже заметили. После выхода фильма я подписал контракт на восемь фильмов, и больше не оглядывался назад», — вспоминает Асрани.
Как амбициозный новичок, мечтающий о большом, но не сумевший стать чем-то бОльшим, чем еще одно лицо в толпе, Асрани представил на экране весь свой реальный жизненный опыт.
Это произвело впечатление на Ришикеша Мукхерджи и Гульзара, которые с тех пор снимали его во всех своих фильмах.
Однако дни борьбы оказали влияние и на актера. Несмотря на его успех и участие в таких фильмах, как «Повар» (1972), «Втихаря» (1975) и «Гордыня» (1979), Асрани так и не вышел из роли комика второго плана.
Неслучайно его режиссерский дебют «Chala Murari Hero Banne» (1977) был рассказом о борце, добившемся успеха в индустрии. Хороший фильм для дебютанта. Асрани сыграл в нем роль серьезного, гордого актера, которому слишком трудно вынести свою славу.
В индийском кино герой — это усиленное присутствие. Актеры второго плана берутся в фильм только чтобы поддержать его и усилить его привлекательность и присутствие на экране.
Правда заключается в том, что зрители не смогли смотреть на Асрани как на героя и не смогли принять фильм. Даже в таких фильмах, как «Гордыня» и «Неблагодарный», его работа как характерного актера была задвинута на второй план в пользу звездной силы Амитабха Баччана и Раджеша Кханны.
Даже сегодня его слава основана на одной из его самых нелепых ролей — тюремщика в фильме «Месть и закон».
Асрани действительно был гуру для многих молодых актеров, но из фильма в фильм ему приходилось довольствоваться игрой комика (шута).
Говорят, что Асрани был очень дружен с Раджешем Кханной и это помогло ему наилучшим образом использовать свои связи. При этом Асрани был очень талантливым человеком, который мог делать практически все в сфере развлечений. Это заставило его заняться режиссурой, однако в Болливуде его проекты не имели успеха.
Но удача была на его стороне. Режиссер Виджай Бхатт (дядя Махеша Бхатта) рискнул представить Асрани в качестве ведущего актера гуджаратского фильма под названием «Mai Baap» (не путать с Болливудским).
Фильм стал суперхитом, и Асрани было не остановить. Его известность в Гуджарате была невероятной!
Журналист Али Питер Джон вспоминает:
«Асрани приглашал меня на премьеры и показы своих фильмов, в основном, в Ахмедабаде. Огромные толпы людей выстраивались вдоль дорог, чтобы взглянуть на него, бросали в него огромные гирлянды, и люди даже рвали его одежду — настолько сильной была любовь зрителей!
Большинство фильмов, которые он снял в Гуджарате, были большими хитами, что сделало Асрани звездой номер один среди гуджаратских фильмов. Его успех заставил других звезд из Бомбея переключиться на гуджаратские фильмы, в том числе Киран Кумар, Риту Бхадури и даже таких звезд, как Шатругхан Синха».
Он любил устраивать шикарные вечеринки, на которых присутствовали высокопоставленные лица штата: комиссар полиции, старшие офицеры, ведущие политики государства и даже главный министр страны!
Как и все хорошее, этот успешный этап в карьере Асрани также подошел к концу, когда некоторые из местных звезд подняли протест против звезд Болливуда, работающих в гуджаратских фильмах, и Асрани и все звезды из Бомбея должны были вернуться и начать все сначала.
Асрани снова повезло. Сильная южная волна захватила фильмы на хинди во главе с Джитендрой и возникла отчаянная потребность в популярном комике. Асрани идеально соответствовал требованиям.
Он стал неотъемлемой частью каждого фильма, в котором играл Джитендра. И вместе с Кадером Кханом, Шакти Капуром и Премом Чопрой косил сено, пока солнце светило на юге.
Он играл самые глупые роли, но у него не было выбора, потому что он должен был зарабатывать на жизнь как актер.
Южная волна также внезапно прекратилась после того, как некоторые фильмы с Джитендрой провалились. Драма подошла к концу. В отрасли произошли большие перемены и Асрани уже не вписывался в стандарты.
Но он снова нашел выход. Применив все свои знания как преподавателя, гуру и актера с многолетним опытом, он вместе со своей женой, актрисой Манджу Бансал, и своим лучшим другом Сушилом Бхатнагаром открыл актерскую школу в шикарных апартаментах за Yash Raj Studio.
Это было не лучшее время для школ актерского мастерства, но везде, где есть Асрани, будет жизнь, смех и такой опыт обучения, которых нет ни в одном из тысяч актерских академий, институтов и школ актерского мастерства.
Всех своих студентов Асрани учит идти до конца, пробиваться сквозь землю и не сдаваться. Как когда то он сам.
Статья написана по просьбе нашей читательницы Олеси. Спасибо за ваши лайки!