Найти в Дзене
Кинотаурус

«Одесса», или чеховская пьеса от Валерия Тодоровского. Что посмотреть на новогодних каникулах?

Оглавление

На самом деле, чеховская пьеса «Три сестры» является тут далеко не единственной интерпретацией. Отсылки к известнейшим произведениям искусства встречаются здесь повсюду — от «Лолиты» и до той же «Оттепели» самого Тодоровского. Картина «Одесса» вышла из под пера режиссёра ещё в 2019-м году, забрав аж сразу четыре награды на кинопремии Золотой Орёл-2020. И это ещё одна годная лента, которую я могу порекомендовать к просмотру на досуге. Что же в ней такого? Давайте разбираться...

Рекомендуем ознакомиться с другими статьями на канале, описывающими похожие фильмы:

Кадр из фильма «Одесса»
Кадр из фильма «Одесса»

Официальный синопсис

Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тёщей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Но именно в день их прилета в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают. Так приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события и случится большая запретная любовь.

Полный фильм

Одессит от рождения

Режиссёр является самым, что ни на есть, коренастым одесситом — именно там он и родился. Когда Валерию было 10 лет, его семья перебралась из Одессы в Москву, а после он поступил во ВГИК и стал тем самым человеком, которого мы знаем. Пошёл он, кстати, по стопам своего отца, Петра Ефимовича — великолепного советского режиссёра. Но дело здесь, всё же, не в его отце, а в том самом мальчике Валере...

По сюжету картины есть большая семья, живущая в небольшом домике посреди Одессы. И вот как-то в один из летних солнечных дней их спокойствие нарушает приезд родственника из Москвы... Боря, он же муж Аллы, он же зять, а вместе с ним тот самый мальчик — Валерик (так его здесь называют). Такой вот случился реверанс.

Фильм почти полностью пропитан воспоминаниями самого режиссёра, которые он показывает довольно прямо — камера в этот момент принимает вид от первого лица. Как его кормили, как будили, как он смотрел из машины за бегущим другом — таких сцен здесь будет очень и очень много. Сам фильм кажется любовным признанием Тодоровского этому чудному городу — видно, что режиссёр любил это место, любит и будет любить. Излишний романтизм окутывает здесь каждый уголок, а зрителю это не может не понравиться — видеть яркое советское время мы, вроде как, не прочь.

Но тут же случаются какие-то странные пропасти — то зловещий КГБ нарисуется в сюжете, то еврейскую тему осветят не с самой лучшей стороны. Да, этот огрех умещается в пределы одной лишь сцены, но некоторых людей он может задеть за живое. Но в данном случае Тодоровскому виднее, ведь картину он снимал от всей своей души и для себя любимого, а мы, зрители, здесь лишь в роли наблюдателей чужой жизни — не документалка, но очень близкое подобие.

После просмотра картины испытываешь недюжинный интерес к некоторым сценам. К примеру, падение в море — это воспоминание из детства или же художественная выдумка? А сцена с оголением женщины на крейсере? Подобных вопросов возникает целый вагон, но ответы на них мы вряд ли получим. Удивляет здесь другое — в некоторых сценах мы можем точно определить, что является воспоминанием, а что — выдумкой. Таков режиссёрский талант.

Вероника Устимова. Кадр из фильма «Одесса»
Вероника Устимова. Кадр из фильма «Одесса»

Интерпретируй!

Количество различных отсылок к шедеврам искусства в «Одессе» просто зашкаливает. Их можно находить даже в самых отчуждённых сценах, где, на мой взгляд, авторы даже не подразумевали какой-то бы то ни было интерпретации. Просто фильм устроен таким образом, что волей-неволей начинаешь искать эти самые референсы. К примеру, в картине есть кадр с писающим мальчиком. "Да это же отсылка к известной статуе!". Но спустя некоторое время приходишь к мысли, что вряд ли авторы закладывали сюда какую-то играющую метафору. Возможно, что это просто воспоминание режиссёра или сцена, необходимая для показа быта тех времён.

Главной же интерпретацией в картине является чеховская пьеса «Три сестры» — вот здесь-то споров ни у кого возникнуть не должно. И именно тут по-настоящему раскрывается Валерий Тодоровский как волшебник и искусный режиссёр. Многие события из оригинала он изящно перевирает на свой лад, да так, что порой начинаешь восхищаться его гениальностью. "Зачем нужна вообще эта третья сестра, которая в конце оказалась в Москве? Выкинуть её из сюжета!".

Да, в повествовании остаются лишь две сестры, но сам смысл от этого не меняется. Они всё также мечтают о другой жизни, в другом городе, с другими мужчинами. Они могут начать кричать друг на друга, отсылая при этом на самые дальние рубежи, но уже спустя полдня сестрички будут тихо и мирно пить чай, обсуждая квартирный вопрос. В этом и есть вся прелесть чеховской пьесы — мечты женской натуры, что брызжет как любовью, так и ненавистью. Кто-то скажет, что бред, но во многих семьях есть подобная ситуация. Виной всему и зависть, и невозможность, и... Да и много чего ещё...

Единственной проблемой «Одессы» оказалось чеховское ружьё. Оно попыталось стрельнуть, но так слабо и так тихо, будто комар пролетел. Да, история про любовь старика и 15-летней девочки определённо является интересной, но выносить её в основу повествования оказалось не столь разумно. От фильма ждёшь иного завершения, ведь по сюжету нам и формальное ружьё покажут, и даже его громкую стрельбу. Вот только ничего за этим не следует. Финал не орудует внезапной интригой, а всё завершается банальнее некуда. Да, от части можно списать на то, что это личная драма режиссёра, но взять такой мощный концепт, отлично его поставить и завершить историю настолько просто — это приговор.

Леонид Ярмольник. Кадр из фильма «Одесса»
Леонид Ярмольник. Кадр из фильма «Одесса»

Актёрский ансамбль

Первое, на что обращаешь внимание — грим. Как же безупречно здесь загримировали Ирину Розанову, Леонида Ярмольника и Ксению Раппопорт — в некоторых сценах их можно просто не узнать. "Да причём тут грим, бык?". Всё просто. Оставь авторы актёров без изменений, и кино смотрелось бы уже менее колоритно, а так зритель получил превосходных одесситов. Но были бы они одесситами, если бы не акцент?

Многие из актёры мало того, что изображали одесский говор, так ещё и еврейский язык подучили. Например, Ирина Розанова половину картины разговаривает на ином диалекте, а когда добавляет слова на русском, то прекрасно их вписывает в идишскую речь. Вообще, здесь получилось очень похвально, ведь многие из актёров много времени потратили на данную подготовку к съёмкам.

«Одесса» - в первую очередь разговорное кино, а уже потом всё остальное. Да, малый экшен здесь будет, но большую часть времени зрителю придётся слушать диалоги. Актёрский состав в картине сработался настолько сильно, что слушать их речи действительно приносит удовольствие. Поначалу, правда, сложно понять, что за имена постоянно слышатся, а лица не показываются, но ближе ко второй половине действия данное неудобство улетучивается. Диалоги к этому моменту превращаются в настоящее наслаждение для ушей и мозга — хочется слушать их всё больше и больше. Местные подколы вообще можно смело разбирать на цитаты:

- Замолчи его в моём доме!
- Номенклатуру вывезут, а нам тут помирать?
- Так с музыкой...
- Ты вцепилась в нас и заботишься, как клещ!

Да, можно с лёгкостью найти дыры в актёрских работах. Многие скажут, что дети сыграли не так хорошо, а многие покритикуют в очередной раз Евгения Цыганова... Но мне этого делать совершенно не хочется. И дети, и Цыганов местами были не столь совершенны, как этого хотели бы многие, но местами всё же выдавали довольно сильные сцены. Каждый, пожалуй, видит только то, что хочет видеть...

Ирина Розанова. Кадр из фильма «Одесса»
Ирина Розанова. Кадр из фильма «Одесса»

Оценки

Безусловно, в картине можно отыскать много вещей, которые с лёгкостью можно обругать. К примеру, главной претензией зрителей к ленте стало то, что «Одессу» снимали не в самой Одессе. Мол, потерялся весь шарм этого чудного города. Что же, у каждого своё мнение на этот счёт. Лично меня, например, очень порадовал тот факт, что авторам удалось воссоздать одесский дворик прямо в павильоне. Огромные труды, знаете ли.

Ещё одна из претензий - не идеальный идиш. Ну, это уже перебор... Вспомните хотя бы безупречный русский Арнольда Шварценеггера из «Красной жары», а ещё лучше превосходную фразу "Я т`ьебя уб`у" Стивена Амелла из «Стрелы». Не стоит слишком нагонять на актёров, если они не смогли изобразить идеальный акцент — на это порой уходят года, а то и больше.

Итак, мои оценки картине вышли следующими:

  • Визуальный ряд: +1 балл;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: +1 балл;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: +1 балл;
  • Развязка: 0 баллов;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

10-ая лента Валерия Тодоровского оказалась крайне сильной и ужасно манящей. В ней хочется задержаться ещё хотя бы на полчасика. Хочется в ней просто жить и постоянно находиться в этой яркой и беспечной атмосфере. Ох-х, как хочется... Огромное спасибо режиссёру за такую превосходную и качественную работу! Что? Стоит ли смотреть? А вы ещё не поняли? От нашего канала «Одесса» получает 9 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛