На самом деле, чеховская пьеса «Три сестры» является тут далеко не единственной интерпретацией. Отсылки к известнейшим произведениям искусства встречаются здесь повсюду — от «Лолиты» и до той же «Оттепели» самого Тодоровского. Картина «Одесса» вышла из под пера режиссёра ещё в 2019-м году, забрав аж сразу четыре награды на кинопремии Золотой Орёл-2020. И это ещё одна годная лента, которую я могу порекомендовать к просмотру на досуге. Что же в ней такого? Давайте разбираться...
Рекомендуем ознакомиться с другими статьями на канале, описывающими похожие фильмы:
Официальный синопсис
Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тёщей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Но именно в день их прилета в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают. Так приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события и случится большая запретная любовь.
Полный фильм
Одессит от рождения
Режиссёр является самым, что ни на есть, коренастым одесситом — именно там он и родился. Когда Валерию было 10 лет, его семья перебралась из Одессы в Москву, а после он поступил во ВГИК и стал тем самым человеком, которого мы знаем. Пошёл он, кстати, по стопам своего отца, Петра Ефимовича — великолепного советского режиссёра. Но дело здесь, всё же, не в его отце, а в том самом мальчике Валере...
По сюжету картины есть большая семья, живущая в небольшом домике посреди Одессы. И вот как-то в один из летних солнечных дней их спокойствие нарушает приезд родственника из Москвы... Боря, он же муж Аллы, он же зять, а вместе с ним тот самый мальчик — Валерик (так его здесь называют). Такой вот случился реверанс.
Фильм почти полностью пропитан воспоминаниями самого режиссёра, которые он показывает довольно прямо — камера в этот момент принимает вид от первого лица. Как его кормили, как будили, как он смотрел из машины за бегущим другом — таких сцен здесь будет очень и очень много. Сам фильм кажется любовным признанием Тодоровского этому чудному городу — видно, что режиссёр любил это место, любит и будет любить. Излишний романтизм окутывает здесь каждый уголок, а зрителю это не может не понравиться — видеть яркое советское время мы, вроде как, не прочь.
Но тут же случаются какие-то странные пропасти — то зловещий КГБ нарисуется в сюжете, то еврейскую тему осветят не с самой лучшей стороны. Да, этот огрех умещается в пределы одной лишь сцены, но некоторых людей он может задеть за живое. Но в данном случае Тодоровскому виднее, ведь картину он снимал от всей своей души и для себя любимого, а мы, зрители, здесь лишь в роли наблюдателей чужой жизни — не документалка, но очень близкое подобие.
После просмотра картины испытываешь недюжинный интерес к некоторым сценам. К примеру, падение в море — это воспоминание из детства или же художественная выдумка? А сцена с оголением женщины на крейсере? Подобных вопросов возникает целый вагон, но ответы на них мы вряд ли получим. Удивляет здесь другое — в некоторых сценах мы можем точно определить, что является воспоминанием, а что — выдумкой. Таков режиссёрский талант.
Интерпретируй!
Количество различных отсылок к шедеврам искусства в «Одессе» просто зашкаливает. Их можно находить даже в самых отчуждённых сценах, где, на мой взгляд, авторы даже не подразумевали какой-то бы то ни было интерпретации. Просто фильм устроен таким образом, что волей-неволей начинаешь искать эти самые референсы. К примеру, в картине есть кадр с писающим мальчиком. "Да это же отсылка к известной статуе!". Но спустя некоторое время приходишь к мысли, что вряд ли авторы закладывали сюда какую-то играющую метафору. Возможно, что это просто воспоминание режиссёра или сцена, необходимая для показа быта тех времён.
Главной же интерпретацией в картине является чеховская пьеса «Три сестры» — вот здесь-то споров ни у кого возникнуть не должно. И именно тут по-настоящему раскрывается Валерий Тодоровский как волшебник и искусный режиссёр. Многие события из оригинала он изящно перевирает на свой лад, да так, что порой начинаешь восхищаться его гениальностью. "Зачем нужна вообще эта третья сестра, которая в конце оказалась в Москве? Выкинуть её из сюжета!".
Да, в повествовании остаются лишь две сестры, но сам смысл от этого не меняется. Они всё также мечтают о другой жизни, в другом городе, с другими мужчинами. Они могут начать кричать друг на друга, отсылая при этом на самые дальние рубежи, но уже спустя полдня сестрички будут тихо и мирно пить чай, обсуждая квартирный вопрос. В этом и есть вся прелесть чеховской пьесы — мечты женской натуры, что брызжет как любовью, так и ненавистью. Кто-то скажет, что бред, но во многих семьях есть подобная ситуация. Виной всему и зависть, и невозможность, и... Да и много чего ещё...
Единственной проблемой «Одессы» оказалось чеховское ружьё. Оно попыталось стрельнуть, но так слабо и так тихо, будто комар пролетел. Да, история про любовь старика и 15-летней девочки определённо является интересной, но выносить её в основу повествования оказалось не столь разумно. От фильма ждёшь иного завершения, ведь по сюжету нам и формальное ружьё покажут, и даже его громкую стрельбу. Вот только ничего за этим не следует. Финал не орудует внезапной интригой, а всё завершается банальнее некуда. Да, от части можно списать на то, что это личная драма режиссёра, но взять такой мощный концепт, отлично его поставить и завершить историю настолько просто — это приговор.
Актёрский ансамбль
Первое, на что обращаешь внимание — грим. Как же безупречно здесь загримировали Ирину Розанову, Леонида Ярмольника и Ксению Раппопорт — в некоторых сценах их можно просто не узнать. "Да причём тут грим, бык?". Всё просто. Оставь авторы актёров без изменений, и кино смотрелось бы уже менее колоритно, а так зритель получил превосходных одесситов. Но были бы они одесситами, если бы не акцент?
Многие из актёры мало того, что изображали одесский говор, так ещё и еврейский язык подучили. Например, Ирина Розанова половину картины разговаривает на ином диалекте, а когда добавляет слова на русском, то прекрасно их вписывает в идишскую речь. Вообще, здесь получилось очень похвально, ведь многие из актёров много времени потратили на данную подготовку к съёмкам.
«Одесса» - в первую очередь разговорное кино, а уже потом всё остальное. Да, малый экшен здесь будет, но большую часть времени зрителю придётся слушать диалоги. Актёрский состав в картине сработался настолько сильно, что слушать их речи действительно приносит удовольствие. Поначалу, правда, сложно понять, что за имена постоянно слышатся, а лица не показываются, но ближе ко второй половине действия данное неудобство улетучивается. Диалоги к этому моменту превращаются в настоящее наслаждение для ушей и мозга — хочется слушать их всё больше и больше. Местные подколы вообще можно смело разбирать на цитаты:
- Замолчи его в моём доме!
- Номенклатуру вывезут, а нам тут помирать?
- Так с музыкой...
- Ты вцепилась в нас и заботишься, как клещ!
Да, можно с лёгкостью найти дыры в актёрских работах. Многие скажут, что дети сыграли не так хорошо, а многие покритикуют в очередной раз Евгения Цыганова... Но мне этого делать совершенно не хочется. И дети, и Цыганов местами были не столь совершенны, как этого хотели бы многие, но местами всё же выдавали довольно сильные сцены. Каждый, пожалуй, видит только то, что хочет видеть...
Оценки
Безусловно, в картине можно отыскать много вещей, которые с лёгкостью можно обругать. К примеру, главной претензией зрителей к ленте стало то, что «Одессу» снимали не в самой Одессе. Мол, потерялся весь шарм этого чудного города. Что же, у каждого своё мнение на этот счёт. Лично меня, например, очень порадовал тот факт, что авторам удалось воссоздать одесский дворик прямо в павильоне. Огромные труды, знаете ли.
Ещё одна из претензий - не идеальный идиш. Ну, это уже перебор... Вспомните хотя бы безупречный русский Арнольда Шварценеггера из «Красной жары», а ещё лучше превосходную фразу "Я т`ьебя уб`у" Стивена Амелла из «Стрелы». Не стоит слишком нагонять на актёров, если они не смогли изобразить идеальный акцент — на это порой уходят года, а то и больше.
Итак, мои оценки картине вышли следующими:
- Визуальный ряд: +1 балл;
- Атмосфера: +1 балл;
- Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
- Актёрская игра: +1 балл;
- Операторская работа и монтаж: +1 балл;
- Уникальность: +1 балл;
- Экспозиция: +1 балл;
- Завязка: +1 балл;
- Развязка: 0 баллов;
- Общие аспекты: +1 балл.
Вердикт
10-ая лента Валерия Тодоровского оказалась крайне сильной и ужасно манящей. В ней хочется задержаться ещё хотя бы на полчасика. Хочется в ней просто жить и постоянно находиться в этой яркой и беспечной атмосфере. Ох-х, как хочется... Огромное спасибо режиссёру за такую превосходную и качественную работу! Что? Стоит ли смотреть? А вы ещё не поняли? От нашего канала «Одесса» получает 9 баллов из 10 возможных.
Карта канала «Кинотаурус»
На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛