Найти тему
Жилин в читальне

Писательский гайд №5 | Диалоги

Сегодня я поделюсь с вами несколькими советами касательно того, как писать диалоги. Когда имеешь дело с диалогами, всплывает целый ряд неочевидных аспектов. Пройдусь по тем, о которых знаю сам.

Из пустого в порожнее

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда персонажи обсуждают одно и то же по нескольку раз. Чаще всего получается так, что главный герой, встречаясь то с одним, то с другим собеседником, раз за разом рассказывает о своих проблемах и мотивах. Звучит ведь логично: персонажи не могут телепатически знать всех подробностей, и главный герой вынужден повторять информацию каждому. Вот только в произведениях это не даёт особого реализма, а только вызывает скуку.

Решить проблему можно просто. Порой достаточно фразы в духе «Главный герой рассказал всё, что знает». Подобный трюк позволит сократить текст и пропустить опостылевшее повторение фактов, но злоупотреблять им нельзя. Если позволяет сюжет, одного из собеседников можно сделать либо ясновидцем, либо информированным мафиози, которые узнают всё нужное ещё до начала разговора. Тоже недурный способ.

Не всегда это плохо, ведь повторение одних и тех же диалогов порой помогают напомнить читателю какие-то детали сюжета, особенно если сюжет насыщенный или в нём целый ряд действующих лиц. Но даже в таких ситуациях стоит давать достаточный повод вернуться к старому диалогу. Не стоит переливать из пустого в порожнее просто с целью заполнить тишину, обсудить хоть что-то во время передышки. Каждый раз стоит вносить дополнения, развивать уже известные моменты. Скажем, если герой уже дважды поведал, что «Они разрушили мою жизнь – я им отомщу», то на третий раз стоит что-то добавить, например, сомнения, не виноват ли сам герой в том, что его жизнь разрушили.

Повторение одних и тех же мыслей и диалогов может быть использовано в качестве иллюстраций изменения героя. Скажем, в начале детектива сыщик может спокойно и хладнокровно прокручивать в голове картину преступления, в середине – уже с раздражением и гневом, ведь дело тронуло его за живое, ближе к концовке – со страхом и обречённостью, дабы подчеркнуть усталость детектива и могущество маньяка.

У меня у самого часто случается, что одна и та же мысль повторяется просто от невнимательности. Следите за этим.

-2

Станиславского на вас не хватает

Чаще можно встретить проблему с «актёрской игрой» персонажей. Излишне вычурные диалоги, герои, удивляющиеся не к месту, эмоции через край и всё в таком духе. Нередко разговоры пишутся «в вакууме», то есть без привязки к характеру персонажа, к случившимся обстоятельствам и их последствиям, статусам и природе взаимоотношений между героями. Дабы добавить диалогам правдоподобия я рекомендую пользоваться двумя приёмами.

Во-первых, можете отдельно выписать характеристики и статусы персонажей. Хладнокровен ли персонаж или вспыльчив, есть ли публика, на которой персонаж должен сохранять лицо, хитёр ли он или прямолинеен. Не лишним будет выписать те факты, которые персонаж знает, и те, которые ему пока неизвестны. Это позволит избежать нелепых сцен удивления там, где великовозрастный мудрец должен был давно догадаться.

Во-вторых, пробуйте читать диалоги вслух по ролям. Позовите друзей и попробуйте озвучить написанное. Это позволит проще заметить излишнюю театральность и сделать диалоги более приземлёнными, позволит выявить излишне длинные фразы, которыми в реальном разговоре не пользуются. Один из ваших друзей может обратить внимание, что его персонаж весь диалог только и делает, что задаёт очевидные вопросы, чего вы самостоятельно могли не заметить. Предлагайте импровизировать в рамках роли – это позволит сгладить надуманные фразы, сделать их более житейскими. Если нет друзей, согласных поучаствовать в данной авантюре, можете сделать всё сами. Даже в одиночку вы найдёте немало шероховатостей в диалогах, когда произнесёте их вслух.

В этой же теме хочу осветить такие нужные фразы как «сказал Вася», «в гневе выпалил Антон», «с ехидством произнёс Егор». Подобных конструкций стоит использовать как можно меньше. Пробуйте удалять из диалога КАЖДУЮ из них, и проверьте, остаётся ли диалог понятным. Как правило, эмоции персонажа ясны из самой фразы, поэтому уточнений, сказал ли он удивлённо, злобно или безразлично, не требуется. Также часто не возникает особых трудностей понять, кто именно из персонажей берёт слово. Получается, что данные фразы можно практически исключить, лишь изредка напоминая, кому принадлежит реплика. И чаще всего бывает достаточно простого «сказал Фёдор». Разнообразие тоже не помешает, так что редкое использование «произнёс», «пробормотал», «рявкнул» и т.д. добавит красок в диалог, но увлекаться не стоит. «Сказал Фёдор» – чисто функциональная фраза, не стоит через неё выражать эмоции и характер героя. Всё это уже есть в его репликах (если этого там нет, то добавьте).

Кстати, о последнем.

Характер через реплики

Смысл здесь в том, чтобы читатель, прочтя всего одну реплику, мог с точностью назвать персонажа, который её произнёс. И это достаточно сложная задача – создать для персонажей (хотя бы для главных) уникальную манеру речи. Инструментов для этого, впрочем, хватает. Чью-то речь можно выстроить из длинных фраз, насытить лексикон высокопарными выражениями и поперчить всё это надменностью. Другому же персонажу достанутся короткие рубленные фразы, односложные ответы и меткие ругательства. Один из персонажей может лебезить и ускользать от ответов, когда другой окажется до ужаса прямолинейным. Неграмотная речь, выражения, свойственные человеку религиозному или суеверному, матершина, коронные фразочки, да хоть тот же акцент – способов выделить персонажа масса.

Другое дело, что обилие инструментов ничуть не облегчает задачу, потому как переборщить с ними чрезвычайно просто. Если, скажем, персонаж начнёт поминать Господа чаще, чем раз в десять страниц, это начнёт резать глаза. Если герой скажет «воистину я с вами согласен» вместо обычного «да», это может оказаться перебором. Если весельчак продолжит шутить в драматических моментах, это всё испортит. Точных рецептов и пропорций никто вам не даст, я так уж точно, так что баланс между односложными ответами и мычанием дурачка придётся выискивать долго. Момент, когда коронная фраза превратится в раздражающую, определить без микроскопа не выйдет. Я советую быть осторожным, не забывайте, что значительная часть диалогов может быть чисто по делу, и в них достаточно будет обойтись фразами «да», «нет», «понял», «согласен». Придумать манеру речи, которая сохраняется у персонажа постоянно, но не режет глаза, – дело, на мой взгляд, ювелирное.

Принцип "узнавать персонажа по одной фразе" не касается прямо уж каждой фразы, но стремиться к этому стоит.

-3

Светские беседы

Порой в произведении наступает такой момент, когда персонажи просто садятся, откладывают дела на потом и предаются пространным, ни к чему не обязывающим разговорам, так сказать, праздной болтовне. Подобные беседы полезны, когда перед вами стоит цель придать жизни произведению. В их уста можно вложить сказки и легенды, объясняющие устройство мира. С помощью сторонних разговоров можно раскрыть персонажей с неожиданной стороны, например, молчаливый мордоворот может спеть трогательную песню и намекнуть, что под его чёрствой оболочкой скрывается тонкая натура. А благородный рыцарь может отмочить пару жёстких шуток, раскрывающих, что бравый воитель является всего лишь лицемерным подонком.

Светские беседы отлично помогают добавить штрихов к портрету персонажа. Мудрейший господин может выставить себя глупцом, когда дело коснётся вещей, не входящих в сферу его компетенции. А самоуверенность мудреца может послужить разным целям, начиная от создания комедии, заканчивая философским высказыванием.

Проблема может возникнуть, когда подобные разговоры получаются слишком уж нарочитыми. Читатель почувствует, если та или иная деталь добавлена в диалог насильно. Скажем, если путешественники разобьют в лесу лагерь и сядут вокруг костра травить байки о «чёрной бабайке», это будет смотреться нормально – местным фольклор в лучшем проявлении. Но если в ту же ночь явится сама «чёрная бабайка», то диалог тотчас превратится в тыкву. Обсуждение мифов и столкновение с ними в реальности должны находиться достаточно далеко друг от друга, так, чтобы детали уже успели забыться. Если персонаж изливает душу, не превращайте это в предсмертную исповедь – драматизму это не прибавит. Совет, данный за страницу от того, как он пригодится, будет выглядеть искусственнее, чем интеллект в SOMA.

Ещё одна проблема – это диалоги с четвёртой стеной. Когда персонажи обсуждают что-то промеж собой, но читатель понимает, что это они ему разжёвывают. Разумеется, с формальной точки зрения любые диалоги – для читателя, но разговоры стоит делать уместными. Командир звёздного крейсера должен достаточно хорошо знать устройство своего корабля, так что будет странным, если ему кто-то начнёт объяснять принцип полётов на сверхсветовой, даже если этим займётся главный инженер. Перегибать в обратную сторону тоже чревато, иначе получится, что великовозрастный архимаг начнёт учить магической теории какого-нибудь солдафона. Зачем бы волшебнику тратить на это время, да и что неграмотный вояка сумеет понять? Следите за личностью собеседников и темами их разговора.

Подводя итоги, я хочу выделить правило, объединяющее большинство перечисленных случаев. Когда автор описывает небывалую голубизну неба, блеск созвездий в полночь или красоту того самого дуба, он раскрепощён, он пользуется всеми средствами, которые ему доступны, он ограничен только своим стилем. И есть немалый соблазн писать в такой же манере и диалоги. Однако при работе с репликами возникает ограничение в виде фигуры персонажа. Так что важно одёргивать себя и привыкнуть к написанию диалогов, исходя из персонажей. Исходя из их нрава, состояния, известных им данных, различных обстоятельств. Не получится вложить в уста персонажей абы что, приходится учитывать множество факторов, а это требует особой концентрации.

И не забывайте золотое правило Тарантино – диалоги в первую очередь должны быть интересными. К увлекательной болтовне будет меньше претензий, даже если те по делу. Трудитесь и экспериментируйте.

Я не профессионал, но, кажется, отыскал верную тропу. Я собираюсь идти по ней, так что можете присоединяться. Быть может, вместе мы придём к чему-то стоящему, быть может, вы обгоните меня на это пути.

А если интересно моё творчество, заглядывайте в группу ВК:

https://vk.com/zemli_za_bashnyami