Что в сегодняшней нашей современной жизни может быть приготовлением к мученичеству?
Что для нас есть малое исповедничество?
Мученики отказывались предать Христа, одновременно соглашаясь на физические мучения. В результате возникает вопрос: «Как и чем мы можем приготавливаться к подобному подвигу? Есть ли какое-либо упражнение, которое к нему готовит? Что для нас есть малое исповедничество?»
Ответ прот. Анатолия Гармаева: Например, ты хочешь быть сильным, значит нужно тренировать мышцы. Предстоит где-то продемонстрировать героическое поднятие тяжести. Упражнением является малое поднятие тяжестей и через это укрепляется сила мышц. Если ты хочешь научиться легко решать математические задачи, соответственно и здесь тоже самое. Необходимо постоянно решать математические задачи возрастающей сложности.
Соглашаться на обличение и отказываться от оправдания
Какие два действия совершили мученики? Они совершили согласие и отказ. С одной стороны соглашались на физические муки, а с другой отказывались от предательства Христа.
Соответственно, надо упражнять эти два действия: согласие и отказ. Но где и в чём мы можем это упражнять? Например, поститься ради Христа, отказываясь от мясной и молочной пищи на время поста. Это одна мера упражнения.
Тогда как воздерживаться от избытка постной пищи – это будет другая мера упражнения ради благодатного чувства после причастия. Прежде всего останавливаясь перед искушением сладострастия.
Или другое: например, тебя обличают… Какое из двух действий ты можешь здесь упражнять? Самое главное то, которое приготавливает тебя, как исповедника Христова и делает тебя сейчас малым исповедником. Тогда какое же это будет действие? Согласие. Но на что? На обличение!
Содержание этого обличения правильного или неправильного – не важно. То есть ты соглашаешься, чтобы тебя обличали. Если обличение правильное и обличают справедливо, пусть справедливо обличают. Если обличение несправедливое, тем более соглашаешься, чтобы тебя обличали несправедливо. Потому что так угодно Богу. Самое главное, ты склоняешься перед Его волей. И это согласие на обличение – оно дорогого стоит.
Одновременно надо упражнять второе действие – отказ. Но тогда от чего надо отказываться? В данном случае - от оправдания. То есть не объясняйся, не оправдывайся. Смирись. Это очень простое упражнение, но оно приготавливает тебя к исповедничеству. Потому что оно само по себе уже исповедничество.
«Отвергнись себя и возьми крест свой»
Кто сказал: «Отвергнись себя и возьми крест свой»? Чьё это повеление так делать?
Христа повеление.
Потому что согласие на обличение и отказ от оправдания – это действия, которые тебе нужно научиться делать.
И ты увидишь, что Господь, как радеющий о тебе – Наставник, Учитель – будет Своим Промыслом устраивать приготовление к исповедничеству большому каждый день. Через малое исповедничество - к большому. Для малого исповедничества будет подаваться та или иная ситуация.
А теперь проверочный вопрос на правильное усвоение:
Нужно соглашаться с обличением или соглашаться на обличение как действие?
- Правило: соглашаться на обличение
Автор: протоиерей Анатолий Гармаев