«Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель»
Это центральный смысл, который позволил пройти через страшные годы тюрем и каторг тысячам верующих людей. В ситуации, где нет ничего для земной жизни, где все земное, что было для людей дорого и ценно, уничтожается и убивается, чем можно было бы пройти через все это? Только одним: «Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель». В этих условиях каторга - благо? Да.
Внешне каторга - издевательство, уничижение и духовное насилие. Но сердцем шли через всё это со словами:
«Податель всего этого, и каторги, и тюрьмы, и всех насильников, и этого окружения - ужасного бандитов и рецидивистов вокруг, Податель всего этого, Ты, Господи. От Тебя имею, Твоим благословением или попущением. Не имеет никакого значения, попущение это Божие или благословение. Оно есть. От Тебя этот факт, от Тебя я это имею, Ты податель мне всего: и каторги, и голода, и холода, и этой близящейся смерти. Потому что Ты Податель и Промысленник спасения моего».
Что есть благо?
Тогда чего же Ты промышляешь в этих убийственных обстоятельствах для своих чад? Не сразу, но приходит, что Господь Промысленник всякому благу. Но «благо всякое» не есть вещественное благо для верующего человека. «Всякое благо» - это есть:
- во-первых - благо добродетелей, которые приходят на сердце,
- во-вторых - благо сердечных расположений, которые соединяют человека с Богом,
- в-третьих - благо состояний духа, которое обретает горе́ Царству Божьему, делает гражданином Неба.
Вот о каких благах Промыслителем, является Господь. «И сейчас, - звучит дальше в сердце - подав мне эти ужасные условия, промышляешь, Господи, об этом дивном благе, которое делает меня гражданином Неба. И, в результате, отсюда, с этих нар, с этих каменоломен, с этого лесоповала отойду к Тебе. Об этом, Ты Господи».
Утреннее правило. О чём мы в нём просим?
Если не так, то пройти через эти обстоятельства было бы невозможно. А если это так, тогда открывается в третьей молитве утреннего правила, ради чего звучат в ней эти слова: «Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое».
В четвертой молитве того же правила читаем: «Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою». Вот случай, в котором эта молитва стала жизнью. Он описан в книге «Отец Арсений».
Старец Арсений, зима, концлагерь, мороз – минус пятьдесят. Они с молодым человеком, Алексеем, посажены в карцер на два дня. Карцер - это бетонная труба таким диаметром, что двое едва помещаются, почти касаясь друг друга. Сверху открытое небо. Через два дня гремят замки, затворы, со скрипом открывается железная дверь, охранники с носилками пришли забирать трупы. Так как такова участь всех, кто ввергается в этот карцер. Но к их великому удивлению, они обнаруживают там двух живых людей, обильно покрытых инеем. Пар идет от губ обоих, и оба молятся: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
протоиерей Анатолий Гармаев