Найти в Дзене
Православная Отрада

Многоголосье. «Я невольно погрузился в эту атмосферу…»

Оглавление

Многоголосьеособая форма коллективного размышления, совершаемого языком высокохудожественных произведений – отрывков прозы, стихов, песен, стихир, тропарей, собственных живых слов от участников. В многоголосье нет сценария. Никто не знает, кто с каким содержанием – стихами, песнями, размышлением  пришел. Нет сцены и нет зрителя. Все – участники. Сила многоголосия в длительной подготовке к нему и в искреннем участии в нём. Неожиданность, глубина мыслей, значительность образов, взаимодействие форм дают незабываемое впечатление от живого, искреннего общения участников друг с другом.

Встреча с другой реальностью

Хорошо помню одно многолосье, посвященное новомученикам Церкви Русской. Это было в Отраде в первый год нашей здесь жизни. Между тем жизнь наша тогда была еще очень неустроенная. И мне казалось также, как в том концлагере, в который когда-то попадали новомученики.

-2

Местом для проведения Многоголосья была выбрана наспех заделанная кирпичами летняя веранда. Ободранные стены, голые кирпичи, старая железная кровать, на ней – матрац, фуфайка, простые деревянные лавки и стол, на котором стоял стакан воды. На стенах – фотографии новомучеников, сделанные в ГПУ…

-3

Я невольно погрузился в эту атмосферу… Запало в душу то, что через обстановку и особенно через содержание многоголосия мы оказались в той реальности, которая невольно душе неприятна. Потому что не хочется гонений, не хочется мучений. Однако многоголосье рассказывало именно об этой реальности.

В чем смысл гонений?

Душа и человек, ищущий Царства Небесного, должен найти в гонениях какой-то смысл. И прежде всего в состоянии гонимого найти какую-то радость, утешение.  Ему нужно знать, зачем это все? И зачем  смерть? Многоголосье открыло мне гонения как Господень путь. То есть не внешнее может радовать человека, а та утвержденность в Царствии Божием, которая у человека с детства должна  воспитываться в семье, в среде верующих людей, влагаться в жизненное кредо наставниками. В результате потом он несет ее сквозь всю жизнь. И прежде всего несет в  искушениях, при соблазнах. Несёт сквозь море скорбей, а то и мучений и, в конце концов, несет через смерть.

-4

Смерть – это не конец жизни. Жизнь проходит мимо смерти, оставляя её на обочине. А человек проходит сквозь нее, идёт верой в жизнь вечную и ради которой жизнь надо сохранить. Уметь хранить в любых обстоятельствах.

А многоголосье? В нём через полноту и глубину взаимодействия разных жанров и живого содержания включались у участников все стороны души. Освещались темой, её образами, смыслами. Пробуждалась ревность к подражанию новомученикам. У кого-то  и личная встреча произошла с кем-то из исповедников или мучеников.

-5

В конце наступила тишина. Особая. Молчали все, не хотелось расходиться. В этой тишине тоже молча лежали, сидели, стояли – были с нами – новомученики. Потом люди потихоньку начали уходить. Кто-то еще долго оставался сидеть молча.

протоиерей Анатолий Гармаев