Найти тему

Ворота богини Иштар — шедевр архитектуры древнего Вавилона

Город Вавилон - один из древнейших городов мира. Его основали шумерийцы еще в III тысячелетии до н.э. Тогда это был небольшой городок, не игравший сколько-нибудь заметной роли в жизни страны, хотя он и получил от своих основателей гордое имя Кадингирра, что по-шумерийски значит "Врата божьи". Вавилон захватывали, грабили и подчиняли себе цари разных династий, сменявшие друг друга в господстве над страной.

Так продолжалось до 1894 года до н.э., когда Вавилон захватил аморейский вождь Сумуабум, первый царь Вавилона и основатель I-й Вавилонской династии.

Клинописные таблички - главные источники информации по истории древней Месопотамии
Клинописные таблички - главные источники информации по истории древней Месопотамии

В первом же году своего царствования Сумуабум возвел городские стены Вавилона. К этому времени население города стало уже семитским, а не шумерийским. В связи с этим древнее название города было переведено на семитский аккадский язык и стало звучать Баб-или* (всё те же "Врата божьи", но уже по-аккадски).
*Греки называли город Βαβυλων, что в византийском произношении превратилось в "Вавилон" и в таком виде перешло в русский язык.

Знаменитый царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), шестой царь I-й Вавилонской династии, подчинил своей власти всю Месопотамию, и с этого времени Вавилон превратился в главный город страны. По его имени греки, а за ними и другие народы стали называть страну Вавилонией, а ее жителей вавилонянами.
Со времен Хаммурапи вплоть до начала III в. до н. э., на протяжении целых 15 столетий, Вавилон оставался экономическим, политическим, культурным и интеллектуальным центром Древнего Востока. Он оставил неизгладимый след в истории человечества.

-2

Одним из главных чудес древнего Вавилона, помимо висячих садов Семирамиды и зиккурата Этеменанки (та самая легендарная "Вавилонская башня"), были ворота богини Иштар.

Иштар - шумерская богиня-воительница, покровительница любви и плодородия - была одной из самых почитаемых богинь в Месопотамии.

Царица ночи, И́штар (араб. عشتار Иштар, перс. ایشتار Истар, ивр. עשתרת Ашторет, др.-греч. Ἀστάρτῃ Астарта) — центральное женское божество в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри
Царица ночи, И́штар (араб. عشتار Иштар, перс. ایشتار Истар, ивр. עשתרת Ашторет, др.-греч. Ἀστάρτῃ Астарта) — центральное женское божество в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри

Культ богини Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны.

Неудивительно, что главные городские ворота, названные в ее честь, были особенно красивы. Они поражают масштабом и красотой даже тех, кто видит их сегодня - в век самых продвинутых технологий. Сложно даже представить себе, насколько грандиозным творением выглядели ворота богини Иштар в момент окончания строительства в VI веке до н.э.

-4

Просто представьте себе: несколько недель кочевания по пустыне, где взгляд скользит по обожженной солнцем поверхности песка, короткие остановки в городах, где пыльные улочки не могут похвастаться зеленью, а все постройки сложены из глинобитных кирпичей того же песочного цвета... И вот перед вами вырастают ОНИ... Можно будет понять, насколько красочно смотрелись огромные ярко-синие ворота богини Иштар в Вавилоне посреди этого царства засухи.

Ворота Иштар в Вавилоне были построены в 575 году до н.э. при царе Навуходоносоре II и представляют собой огромную арку из кирпичей, покрытых ярко-синей эмалью. Стены арки украшают священные животные: львы, быки и сирруши (мифические существа, имеющие рогатую голову, чешуйчатое тело змеи, львиные передние и орлиные задние ноги), которых вавилоняне считали спутниками богов.
Через эти ворота прежде проходили в город пышные священные процессии. «
Да возрадуются Боги, когда пройдут этой дорогой» — приказал выгравировать на воротах царь Навуходоносор.

-5

Но грандиозность этого архитектурного творения заключается не столько в размерах, сколько в материале, из которых они построены. Чтобы создать эти ворота требовались составляющие, которых в Месопатамии просто не было. Огромное количество лазурита, который потребовался в качестве ярко-синего пигмента цветной эмали, привозили из Бадахшана - горного района в Памире на границе современных Афганистана и Таджикистана. В то время такая даль считалась даже не окраиной мира, а чуть ли не "другим миром".

К тому же, чтобы получить однородный синий цвет на всех кирпичах, количество красителя на каждую порцию эмали должно было быть высчитано с высокой точностью. А после того, как кирпичи покрывали эмалью, их обжигали в течение 12 часов при температуре свыше 1000ºС.
Сегодня такая высокая температура в печи поддерживается с помощью электроники, а необходимое количество красителя отмеривается на электронных весах. Как отмеряли количество красителя и поддерживали температуру в печах за 500 лет до н.э. – неизвестно.

-6

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись читается так:
«
Я — Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского
Я построил врата Иштар из кирпичей голубой глазировки для моего господина Мардука (…) Устрашающих бронзовых зверей и могучих Змееподобных установил я у порога. С известняковыми плитами и (…)-кирпичами сделал я образ быка (…) Мардука, величественного бога, вечной жизни (…) в подарок...»

-7

Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар  оценили только многие столетия спустя — после того, как развалины древнего Вавилона привлекли внимание археологов в 1850-е годы.

Легендарный древний Вавилон – город сказочных богатств, "Вавилонской башни", висячих садов Семирамиды, населенный несметным количеством жителейЕго размеры, здания, мощь крепостных стен — все это когда-то поражало чужестранцев. Именно таким он предстает перед нами в сочинениях Геродота и Ветхом завете. Позднее Вавилон пришел в запустение, и люди забыли не только о его существовании, но и точном местоположении.

Но археология вновь открыла его крепостные стены с башнями, царский дворец, дорогу Процессий, остатки храма Мардука и так далее.

Обследованием древнего города занимались многие знаменитые ученые-археологи своего времени. Но только в 1899 году начались систематические раскопки, продолжавшиеся вплоть до 1917 г. Их вела археологическая экспедиция Германского Восточного общества (нем. Deutsche Orient-Gesellshaft) под руководством Роберта Кольдевея (нем. Robert Johann Koldewey). В результате этих раскопок и был открыт Вавилон времен Навуходоносора II и Геродота.

Ворота Иштар в Вавилоне. Фотография начала ХХ века, Ирак, древние руины
Ворота Иштар в Вавилоне. Фотография начала ХХ века, Ирак, древние руины

К сожалению, в 1902 году во время раскопок произошло обрушение верхней части Ворот Иштар. Тогда более тысячи обломков были доставлены археологами в берлин, где в течение 30 лет кропотливо и по-немецки аккуратно специалистам удалось восстановить наиболее близкий к первоначальному облик. Хотя, разумеется, представленные в музее Пергамон ворота Иштар являются не совсем точной копией оригинала, но это логично – ведь иначе они не смогли бы поместиться в здании музея.

Здесь же можно увидеть и восстановленную часть Дороги Процессий - главной улицы древнего Вавилона, начинавшейся сразу за воротами Иштар, и тянувшейся до величественного 91-метрового зиккурата Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»), ставшего основой для библейского мифа о Вавилонской башне.

-9

Да, сегодня увидеть ворота Иштар можно в Пергамском музее (нем. Pergamonmuseum) в Берлине.
Кроме того, фрагменты ворот сегодня находятся в самых разных музеях мира: в Археологическом музее Стамбула, в парижском Лувре, в Нью-Йорке в музее Метрополитен, в Восточном институте в Чикаго. В Бостоне, в Музее изящных искусств, хранятся барельефы львов, драконов и быков, а в Детройтском музее искусств хранится барельеф сирруша.

Оставшиеся в Ираке древние фрагменты ворот хранились в музее Навуходоносора на месте древнего Вавилона. Перед американским вторжением 2003 года хранилища музея опечатали, отправив часть экспонатов в Национальный музей Багдада.
В ходе иракской кампании США и их союзников, которая продлилась с 2003 по 2011 год, руины древнего Вавилона подверглись дальнейшему разрушению, а многие культурные ценности, в том числе наследие древних государств шумеров и вавилонян, оказались разграблены.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если статья понравилась, ставьте отметку "Нравится" и подписывайтесь на мой канал.
Есть что добавить? Напишите в комментариях. Буду признателен.