Трудно поверить, но Deep Purple, пионеры hard rock и ветераны тяжелой сцены, выпускали альбомы в семи десятилетиях подряд!
Особенное место в дискографии прославленного коллектива занимает альбом "Burn", который считается классикой жанра, а многими почитается как один из лучших, или даже лучший, альбом группы.
Об этом альбоме сказано и написано очень много, поэтому задача этого краткого обзора - обратить внимание поклонников Deep Purple, и всех интересующихся историей рок-музыки, на некоторые малоизвестные факты, связанные с альбомом.
Как известно, MkII (Blackmore - Gillan - Glover - Lord - Paice) дал свой последний концерт 29 июня 1973 в Осаке (Япония).
Этот состав шел к распаду давно. Роджер Гловер еще о временах записи "Fireball" (1971) вспоминает как о периоде, когда проявились первые трения между музыкантами группы. Эти противоречия в полную силу проявили себя в 1972. Уже в декабре этого года Йен Гиллан написал менеджменту группы письмо, в котором сообщил, что намерен покинуть группу. В том же месяце троица основателей группы (Blackmore, Lord, Paice) присмотрела замену Гловеру, обратив внимание на харизматичного басиста и певца Trapeze Гленна Хьюза.
Хьюз всерьез рассчитывал стать не только басистом, но и певцом группы, остальные же приняли решение, все же, искать замену Гиллану. Потеряв вокалиста, Deep Purple стали прослушивать пленки кандидатов на вакантное место. Среди множество пленок обратили внимание на демо группы The Fabulosa Brothers, где Дэвид Ковердейл экспрессивно исполнял кавер на Гарри Нельсона "Everybody’s Talkin`". При желании, эту и другие записи The Fabulosa Brothers нетрудно найти в Интернете.
В августе 1968 в составе группы The Government, Ковердэйл уже разогревал Deep Purple. Уже тогда Джон Лорд обратил внимание на певца, и даже взял у него телефон. И вот, в 1973 пути Дэвида и Deep Purple снова пересеклись: певца прослушали, и приняли в группу.
Так, сформировался MkIII (Blackmore - Coverdale - Hughes - Lord - Paice), который в сентябре 1973 отправился в специально арендованный английский замок Клируэлл (Clearwell Castle).
Замок Clearwell был построен в 1727 году Томасом Уиндемом по проекту Роджера Морисса. Здание построено из местного камня в готическом стиле с зубцами. Он имеет внушительные ворота, образованные двумя трехэтажными башнями. Свое название получил в 1908 году (ранее был известен как Clearwell Court).
В 1970-х Clearwell замок регулярно используется в качестве репетиции и студии звукозаписи рок-групп, среди которых Led Zeppelin, Black Sabbath, Sweet, Mott the Hoople, Peter Frampton, Badfinger, Bad Company. В настоящее время используется для праздничных церемоний.
Работа над новым материалом продолжалась 2 месяца - столько группа репетировала в специально оборудованном подвале замка.
Для меня интересен факт, что на первых репетициях MkIII играл "Strange Kind of Woman" (жаль, записей не сохранилось - ведь MkIII на концертах ее не играли).
Запись альбома состоялась в ноябре и заняла неделю. Для нее Deep Purple прибыли в Монтре (Швейцария), и воспользовались все той же Mobile Studio, при помощи которых были записаны последние две работы MkII.
Всего в Швейцарии было записано 7 песен, и две инструментальные композиции, одна из которых,"A200", вошла в альбом.
Песни для альбома записывались по одному дню каждая ("Burn" последней), кроме "Mistreated" (ее основная часть была записана 12 ноября 1973, а концовка взята из сессии 11 ноября).
Таким образом, на "Burn" размещено 8 треков.
1. "Burn" ("Гори"!)
Открывающая альбом композиция начинается, по традиции, с небольшого интро, которым служит эффектный рифф, по праву считающийся №2 (после "Smoke on the Water") у группы, и вообще в hard rock.
Эта исключительно динамичная композиция содержит исключительно эффектные соло лорда и Блэкмора, и слушается на одном дыхании.
Для любителей классической музыки, знакомых с произведениями выдающегося американского джазового пианиста Джорджа Гершвина, очевидно, что рифф "Burn" повторяет ходовку произведения маэстро в «Fascinating Rhythm».
Сам Ритчи Блэкмор утверждает, что при сочинении "Burn" не использовал готовую мелодию, и, таким образом, имеет место либо ее ресочинение, либо бессознательное воспроизведение когда-то слышанной мелодии.
Песня открывала все концерты MkIII/IV и большинство концертов MkV.
2. "Might just take your Life" ("Могу запросто лишить тебя жизни")
Одна из самых интересных, необычных и нехарактерных песен группы, в которой выделяются три момента: эффектное пение на два голоса, использование бубна и отсутствие соло.
Исполнялась на концертах до выхода "Stormbringer".
3. "Lay down, stay down" ("Ложись, не двигайся")
В моем восприятии, довольно посредственная песня с альбома, в которой разве что можно отметить, опять же, эффектное использование сочетания двух голосов.
Считается, что основной мотив песни заимствован из "Blood On the Sun" группы Mountain.
Как и "Might just take your Life", активно исполнялась на концертах до выхода "Stormbringer".
4. "Sail away" ("Уплывая вдаль")
Очень изящная, утонченная композиция с налетом восточных мотивов.
Песня оказалась очень любима советскими поклонниками Deep Purple, у многих из которых считалось признаком хорошего тона играть кавер-версии песни.
Есть данные только о единственном концертном исполнении песни 25 марта 1975.
5. "You Fool no one" ("Ты никого не обманешь")
Как и заглавная композиция, это очень динамичная песня, построенная, прежде всего, на эффектной партии Йена Пэйса.
Песня исполнялась MkIII, хотя есть неподтвержденные сведения, что 27 января 1976 ее исполнили MkIV.
Исполнение песни на концертах обычно существенно удлинялось, прежде всего благодаря соло Пэйса на ударных.
6. "What’s goin on here" ("Да что тут происходит?")
Самая недооцененная, и одна из лучших композиций с альбома, построенная на эффектной фортепианной партии Джона Лорда.
Жаль, что песня исполнялась на концертах считанные разы. Есть запись посредственного качества радиопередачи времен самого начала карьеры MkIII, где эта песня также исполняется.
7. "Mistreated" ("Обиженный")
Одна из лучших песен не только альбома, но и всей группы, обладающая огромным концертным потенциалом, и потому исполняемая на сцене не только MkIII Deep Purple, но и целым рядом артистов (в том числе кавер-группами) до сих пор.
В этой среднетемповой песне ярко выделяются гитарная работа и проникновенное пение Ковердэйла.
Песня также успешно исполнялась MkIII, хотя есть неподтвержденные сведения, что 27 января 1976 MkIV исполнили и ее.
8. "A200"
Довольно необычный для группы среднетемповый инструментал со space rock органом, который станет модным в 1980-е.
Это единственный трек на альбоме, который не был отрепетирован заранее, а сочинен прямо в студии, выйдя из экспериментов Лорда со звучанием органа.
Название трека - весьма своеобразная шутка Deep Purple. Дело в том, что "A200" - это название популярного в 70-х годах лосьона от лобковых вшей и им подобных паразитов. Забавно, что шампунь с таким названием выпускается и по сей день.
Композиция на концертах не исполнялась.
Альбом еще не вышел, а MkIII уже начали европейские гастроли выступлением 8 декабря в Копенгагене.
Выходу альбома в 1973 воспрепятствовал мировой нефтяной кризис, так нефть является основным сырьем для производства виниловых пластинок.
"Burn" вышел 47 лет назад, сначала в январе 1974 в Германии, а затем в феврале в остальной Европе и США, и был горячо воспринят и публикой и критикой. Те, кто ожидал, что из-за потери Гиллана Deep Purple потерпят крах, ошиблись - музыка группы, сохранив фирменной мощное гитарное-органное звучание, заиграла новыми красками. Альбом выделяют и сами музыканты MkIII, считая его одним из лучших в своей дискографии.
Из последующих изданий можно выделить апокрифичное аргентинское того же 1974, так как пластинка там появилась под названием "Quemar", с измененным дизайном обложки.
Альбом является плодом коллективного творчества. Однако, на обложке авторство Гленна Хьюза указано не было. Хьюз утверждает, что, несмотря на отсутствие в кредитах его имении, весь материал был записан при его непосредственном участии. Причиной такого забвения явились контрактные обстоятельства музыканта по работе с прежней группой.
А как отнеслись к "Burn" покинувшие группу Гиллан и Гловер? Йен Гиллан, возможно, лукавит, но на вопросы об этом альбоме неизменно отвечает, что его не слышал. Роджер Гловер рассказывал, что слушал альбом "с отравленным сознанием" - ведь он сам не хотел покидать группу, его уход был условием Блэкмора.
"Burn", восьмой, и несомненно, один из лучших студийных альбомов Deep Purple, достиг 3 места в чарте альбомов Великобритании, 9-й позиции в американском Billboard 200, стал лидером чартов в четырех европейских странах.
Особенного упоминания заслуживает обложка альбома. При помощи современных компьютерных технологий на ее создание ушло бы, наверное, несколько часов. Но тогда, в середине 1970-х, свечи для обложки были сделаны настоящими специализирующейся на их изготовлении фирмой по специальному заказу. Их сфотографировали для лицевой стороны обложки, сожгли и сфотографировали снова, использовав в оформлении задника.
Сама группа посчитала обложку сделанной наспех, но время осталось на стороне "Burn". Это действительно одна из самых лучших обложек как группы, так и среди всех представителей жанра.
MkIII активно гастролировали. Краткий обзор гастролей этого состава сделан в "Фиолетовой книге". В этом же обзоре сказано о концертном альбоме "Live in California" (1974).
Концерт MkIII, который состоялся 22 мая для Radio 1 BBC во время единственного тура по Великобритании, лег в основу концертного альбома "Live In London".
Интересный факт: снимок для обложки альбома, оказывается, сделан не во время этого концерта, а во время репетиции группы в декабре 1973.
Выступления проходили в основном без происшествий. Ритчи Блэкмору, уже привыкшему громить гитары на сцене, роуди неизменно подавали для этого дешевую гитару. Но один раз незадачливый роуди забыл это сделать, и Ритчи прямо во время своего коронного номера понял, что уничтожает один из бесценных инструментов. Роуди был уволен, и, наверное, правильно, ведь для музыкантов инструмент - это продолжение их самих.
Кроме официальных концертников, существует целый ряд бутлегов хорошего качества, позволяющих оценить и насладиться формой MkIII во время их выступлений.
К альбому "Burn" большинство поклонников группы, за исключением верных адептов MkII, относятся благосклонно. Также существует немалая доля болельщиков Deep Purple, которые ставят альбом, и вообще MkIII, выше классических альбомов группы.
Что касается меня, то для меня место "Burn" рядом с такими шедеврами, как "In Rock", "Machine Head" и "Perfect Strangers". Жаль только, что до сих пор не реализован проект ремастеринга альбома от Audio Fidelity - ведь результат их работы над четырьмя альбомами MkII выше всяких похвал.
В 2004, к 30-летию выхода, состоялось расширенное переиздание "Burn".
Кроме ремастированных композиций основного трек-листа, в переиздание были включены ремиксы некоторых композиций (некоторые заметно отличаются от звучания первоначальных треков), и вторая из записанных в ноябре 1973 инструментальных композиций, "Coronarias Redig", до этого имевшая хождение только на сборниках.
Тем временем, летом 1974 MkIII Deep Purple начали работу над своим новым, вторым и последним, альбомом, который в итоге получил название "Stormbringer".