Краткая рецензия на книжную новинку в фонде библиотеки «Фолиант»
Большинству людей имя писателя Александра Герцена знакомо со школьной программы, дети вспоминают это имя благодаря рассказу «Сорока -воровка».
В первые дни января 2021 года фонд библиотеки «Фолиант» пополнился новой литературоведческой книгой о нем: «Герцен. Уроки, которые мы прогуляли».
Полное название книжной новинки звучит так: Щербо А.П. Герцен. Уроки, которые мы прогуляли: (захватывающий комментарий для непосвящённых) / А. П. Щербо. - Санкт-Петербург: «Радуга», 2020. - 172 с.: ил.
Бандероль с книгой ее автор - Александр Щербо - прислал в последние дни уходящего 2020-го года по почте, причем с шуточной дарственной надписью:
«Светлане Владимировне, герценоведу от герценолюба «по случаю» с пожеланиями благополучия и здоровья».
Герценоведом я себя, разумеется, не считаю. Отнюдь! А подарок ценный и представляет собой уникальное исследование выдающегося литературного произведения XIX века «Былое и думы», а также биографии его автора, Александра Ивановича Герцена.
О событиях в России, упомянутых в книге «Былое и думы», мы из учебников истории имеем некоторое представление, а вот о друзьях и врагах писателя, о его жёнах и детях, о его силе и слабости, о подарках и ударах судьбы мало кто знает. Мы все могли бы извлечь полезные уроки из яркой и непростой жизни Герцена, но не сделали этого.
А. П. Щербо предпринял такую попытку, взявшись изучать жизнь и творчество писателя, без которого у нас, по словам Льва Толстого, «не было бы революционных нигилистов, потому что этот человек, выдающийся по силе, уму, искренности, в одиночку смог дойти до болота, увязнуть и закричать: не ходите!».
Но сначала немного о создателе книги.
Александр Павлович Щербо - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный работник высшей школы РФ. Он - автор 560 научных публикаций и более 40 книг. Лауреат премии РАМН им. Н.А.Семашко (2012) в номинации «История здравоохранения» за монографии «Григорий Витальевич Хлопин. Листая страницы истории» (2006) и «Захарий Григорьевич Френкель. Жизнь длиною в век» (2009).
Александр Павлович подготовил к защите 10 докторов и 16 кандидатов медицинских наук, а в настоящее время работает заместителем Генерального директора по научной работе Санкт-Петербургского «Института красоты на Гороховой».
Захватывающий комментарий для непосвященных
Литературоведческий труд о Герцене предваряет авторское предисловие:
«Сначала эти заметки я хотел было назвать просто - «Былое и думы», естественно, в кавычках, не мои же думы, как и былое. Но дойдя до 25-й их страницы, кое-где обозначив и свои «думы», убедился, что и здесь бездна невыученных уроков и поучений нам, неразумным потомкам.
Невольно вспоминаешь Василия Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Так и живём на «продлённом дне страны», оставленные в наказание «после уроков»...
В качестве эпиграфа к изданию Александр Щербо взял строки из стихотворения русского поэта Евгения Баратынского: «Мой дар убог, и голос мой не громок; но я живу, и на земле мое кому-нибудь любезно бытие».
Для тех, кто не знаком с поэзией Баратынского, приведу его стихотворение полностью (оно короткое)
«Его (бытие) найдет далекий мой потомок/В моих стихах; как знать? душа моя/Окажется с душой его в сношенье,/И как нашел я друга в поколенье,/Читателя найду в потомстве я».
Послание в бутылке
Стихотворение пророческое, оно - о смысле и назначении поэзии в настоящем и в будущем. Понимать его надо так: если стихи, которые и есть душа поэта, будут существовать и после его физической смерти, то вот тогда читатель станет жизненно необходим: ведь без него и душа поэта не будет существовать. Она не сможет существовать, если не «окажется с душой читателя «в сношенье». Истинный друг может существовать лишь «в поколенье», а истинный читатель - «в потомстве».
Почему в своей книге о Герцене Александр Павлович приводит строки Баратынского? Они относятся к Герцену? Или к нему самому? Скромничает и не придает особого значения своей работе? Или верит, что читатель обязательно найдется?
Когда-то Осип Мандельштам сравнил стихотворение Баратынского с «запечатанной бутылкой», которую «мореплаватель в критическую минуту бросает в воды океана». Океан всей своей огромной стихией приходит ей на помощь, - и помогает исполнить её предназначение.
Письмо в бутылке, строчки Боратынского и книга А.П. Щербо о Герцене определённо никому не адресованы. Тем не менее все они имеют адресата. Письмо - того, кто случайно заметит бутылку в песке, в данном случае, библиотекаря, который, словами Мандельштама, «вздрогнет радостной дрожью, какая бывает, когда неожиданно окликнут по имени». Биография и книги Герцена, как и новая литературоведческая книга - «читателя в потомстве».
След на Земле
Каждому хочется оставить свой след на Земле.
Этого хотел Герцен, когда говорил: «Я друг республики, я друг демократии, но гораздо более друг свободы, независимости и развития. Если мне возразят: «Да может ли быть свобода и независимость вне республики и демократии?», я отвечу, что и с ними они не могут быть, если народ до них не дорос».
И этого же хотел Александр Павлович, рассмотревший в своей книге разные версии жизненных событий Герцена, как более острые, так и менее экстравагантные. Ни одна из них, как и авторская, не противоречит другим. Впечатления от столь крупной, беспредельно сложной, но цельной и драматичной фигуры, как Герцен, оценка ее деятельности на историческом переломе России и не могли быть иными.
В итоге, мы имеем интересную и познавательную книгу, отлично полиграфически оформленную, в твердом переплете, объемом в 172 страницы, с массой иллюстраций и фотографий. И при этом, написанную простым, живым и образным языком.
P.S. https://vk.com/id520824348 -
страничка А.П. Щербо в соцсети ВКонтакте
2.01.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте: http://vk.com/library_foliant; 30-78-00