Может быть, вы не верите в Бога. Но может ли развитие отношений с Богом, несмотря на вашу агностическую позицию, изменить Ваше психическое здоровье? Как философ религии, этот вопрос представляет для меня большой интерес — и теперь недавняя исследовательская тенденция предполагает, что ответ может быть утвердительным.
На протяжении десятилетий исследователи задавались вопросом оодинфакторах, объясняющих сложную взаимосвязь между религией и психическим здоровьем. При определенных обстоятельствах оказывается, что религия положительно влияет на психическое здоровье, хотя и не во всех случаях. Одна ключевая переменная в этом уравнении становится все более ясной за последние десять лет: ценность (для верующего) воспринимаемых отношений с Богом.
Исследования в этой области сосредоточены на том, что психологи называют "привязанностью к Богу“. если” привязанность" звучит знакомо, то она должна быть — теория привязанности (часто используемая в качестве основы для понимания отношений) получила большое внимание в последние годы.
Тот факт, что человеку не хватает доказательств, необходимых для того, чтобы поверить в Бога, не означает, что он не пойдет на интеллектуальный риск и не попытается вступить в отношения с Богом — просто на тот случай, если Бог есть.
Идея привязанности к Богу родилась из исследовательской парадигмы, которая началась с изучения отношений привязанности между младенцами и воспитателями Младенцы могут быть избегающе привязаны-стремясь ударить самостоятельно, холодные по отношению к своим воспитателям, не испытывая большой потребности в них. Они могут быть тревожно привязаны-постоянно нуждаясь в утешении от своих опекунов, боясь заниматься своим окружением самостоятельно, и беспокоясь, что их опекуны могут бросить их. Или же они могли быть надежно привязаны и таким образом занимать своего рода счастливую среду, в которой они чувствовали себя уверенными в поддержке своего опекуна (когда это было необходимо), что позволяло им уверенно исследовать свой мир.
Теоретически, примерно те же самые ориентации привязанности могут характеризовать отношения человека (или их отсутствие) с Богом. Человек может избегать общения с Богом, может быть озабочен своими отношениями с Богом или может быть уверен в своих отношениях с Богом. Сегодня исследования, которые накапливались в течение почти 30 лет, ясно показывают, что люди действительно различаются в своих ориентациях привязанности к Богу, и эта разница имеет значение.
Многие исследования подтверждают идею о том, что надежная привязанность к Богу важна для психического здоровья верующего. Надежная привязанность связана с меньшим злоупотреблением наркотиками и алкоголем, меньше проблем с использованием интернета, меньше одиночества и депрессии, а также больше удовлетворенности жизнью. Когда верующие вместо этого тревожно или уклончиво привязаны к Богу, те же самые поступки могут вызывать беспокойство. Более того, привязанность верующих к Богу, по-видимому, оказывает уникальное влияние на результаты. Другими словами, когда исследователи проводили исследования, контролирующие отношения привязанности верующих к членам семьи или партнерам, их отношения привязанности к Богу все еще оказывались значимыми для их психического здоровья и благополучия.
Однако можно задаться вопросом, доступны ли эти блага исключительно верующим. В исследовании 2016года психолог Алисса Стренджер и ее коллеги задавались именно этим вопросом, утверждая, что исследование привязанности к Богу должно касаться как неверующих, так и верующих. Их рекомендация о том, чтобы исследования уделяли внимание неверующим, опровергла тенденцию того времени. По мнению Стенгера и его команды, даже неверующие все еще могут иметь ментальные представления о Боге, которые влияют на их поведение, эмоции и когнитивные способности.
С точки зрения философии религии, предложение Штренгера имеет смысл. В философии под "теистами “обычно понимают тех, кто верит в Бога, под” атеистами “ - тех, кто верит, что Бога нет, а под” агностиками" - тех, кто не верит, что Бога нет. Они, так сказать, на заборе.
Эмоции, поведение и даже восприятие, составляющие основу личных отношений, могут существовать и функционировать независимо от наших убеждений (или их отсутствия).
Примечательно, что это чисто когнитивная характеристика. Это имеет отношение только к тому, во что человек верит или не верит. Тем не менее, гораздо больше вовлечено в отношения — будь то с другим человеком или с Богом. Тот факт, что человеку не хватает доказательств, необходимых для того, чтобы поверить в Бога, не означает, что он не пойдет на интеллектуальный риск и не попытается вступить в отношения с Богом — просто на тот случай, если Бог есть. Эмоции, поведение и даже восприятие, составляющие основу личных отношений, могут существовать и функционировать независимо от наших убеждений (или их отсутствия).
Эта же идея повторяется в недавней работе психолога Стивена Пирутинского и его коллег. Пирутинский проводил исследования с еврейским населением, для которого когнитивные аспекты религии часто менее важны в эмпирически проверяемых формах. Пример: взвешивание поступков более сильно, чем верований, при оценке религиозности себя и других. Из-за этого Пирутинский изначально полагал, что привязанность к Богу может не иметь существенного значения для психического здоровья его еврейских участников. Но оказалось, что он ошибался. Его объяснение того, почему привязанность к Богу действительно имеет значение для еврейских участников, было примерно таким, как я предлагал выше: культивирует ли человек надежно привязанные отношения к Богу не ограничивается только их когнитивными установками.
Стренджер также проверил ее предположение о том, что привязанность к Богу может быть значимой для неверующих, сосредоточившись на симптомах расстройства пищевого поведения и привязанности к Богу. Она обнаружила, что надежная привязанность к Богу важна как для верующих, так и для неверующих, когда речь заходит о симптомах расстройства пищевого поведения, и не было никакой существенной разницы в роли, которую она играет для верующих и неверующих. В частности, как для верующих, так и для неверующих более низкие уровни тревожной привязанности к Богу ослабляли воздействие социокультурного давления.
В своей недавней работе я также нашел дополнительную поддержку мысли о том, что привязанность к Богу может быть важна для агностиков. Недавно я еще раз взглянул на два исследования — здесь и здесь-о привязанности к Богу и психическом здоровье, в которых были собраны данные для агностиков, но не сообщалось о них в первоначальных исследованиях.
В обоих случаях я обнаружил, что привязанность к Богу была существенно связана с психическим здоровьем агностиков. Далее, я обнаружил, что в то время как теисты, которые надежно привязаны к Богу, могут получить преимущество в психическом здоровье над агностиками, которые не надежно привязаны к Богу, они не получают этого преимущества над агностиками, которые надежно привязаны к Богу. Так вот, это всего лишь несколько исследований. Они должны толковаться с осторожностью, и по этой теме необходимо провести дополнительную работу. Тем не менее они, по крайней мере, предполагают, что для некоторых агностиков культивирование отношений с Богом может принести некоторые удивительные преимущества — даже если это не сопровождается верой.