Одним из главных символов поп-культуры 90-х, без преувеличения, можно назвать видеокассеты формата VHS. После открытия российского рынка для иностранной аппаратуры на него хлынул бурный поток японских, корейских и европейских видеомагнитофонов, поддерживающих этот формат. Их появление и массовая популярность сильно повлияли на производство и прокат фильмов, позволив людям смотреть кино дома или записывать его с телевизора.
Попробуем вспомнить, как появился этот формат, почему именно этот формат закрепился на мировом рынке и когда ушла эта эпоха.
Битва форматов
JVC- компания придумавшая формат VHS, не была первой и лучшей в разработке видеокассет. Первооткрывателями стали компании Philips и Grundig, придумав VCR — квадратные кассеты. Чуть позже компания Sony предложила свой собственный формат U-matic, на основе которого потом сделали видеокассеты Betamax.
Все разработанные кассеты основаны на принципе наклонно-строчной видеозаписи, но различались размерами кассеты, ленты и катушки, а так же способом протяжки в проигрывателе и прочими техническими характеристиками. Но для обычного потребителя оказались важны совершенно другие более простые параметры: цена, надёжность самой кассеты и длительность записи, что в свою очередь было у VHS, по сравнению с основным ее конкурентом Betamax.
Домашнее видео и прокат
Первые "видики" было настолько дорогими, что не все могли себе позволить приобрести их, но в свою очередь всем хотелось посмотреть свой любимый фильм в тот момент времени, в который им хотелось.
Постепенно перспективы кассет дошли до крупных кинокомпаний. Первый фильм, который выпустили на VHS — южнокорейская драма «Молодой учитель» 1972 года. А в США первооткрывателем стала компания 20th Century Fox, у которой на тот момент был финансовый кризис. В 1977 году они подписали с фирмой Magnetic Video договор на распространение 50 фильмов на видеокассетах.
Фильмы распространялись уже на совершенно новых рынках. Появилась целая прослойка картин, которые не выходили в широкий прокат, а выпускались сразу на видео. С другой стороны, распространение видеомагнитофонов чуть не привело к кризису производства кино. Фирменные видеокассеты в то время стоили достаточно дорого. Если говорить о рынке США, за кассету с одним фильмом просили от 60 до 90 долларов.
Эволюция VHS
Развитие данного формата проходило по двум путям:
Первый- появлялись кассеты большей длительности. Если изначально длины плёнки хватало на два часа, то потом она увеличилась до шести часов. Плюс добавился стандарт LP (Long Play) — он позволял записать на кассету в два раза больше, правда, за счёт сильной потери качества. А позже появился даже EP/SLP, увеличивающий время записи втрое.
Второй- повышение качество записи и воспроизведения кассет VHS. В 1985 году появился стандарт VHS HQ, а двумя годами позже Super VHS, в котором картинка и звук уже не уступали новой разработке Sony — Superbeta. Правда, эти новинки далеко не сразу добрались до конечного пользователя.
Конец эпохи
Восьмидесятые, девяностые и двухтысячные годы во многих странах можно назвать эпохой VHS. Кол-во проданных видеомагнитофонов проданных за этот период исчисляется миллиардами, (даже в моем дома был "видик" JVC), а общее число кассет вряд ли вообще поддаётся счёту.
Закат эпохи видеокассет связан с развитием компьютеров: аналоговую запись стала вытеснять цифровая, обладавшая очевидными преимуществами. Сначала фильмы и видео стали писать на CD, а в 1996 году появился первый DVD-плеер.