Листал свои старые дневники, нашёл записи автостопа по СССР, конца 80-х – Питер, Прибалтика, Украина… Теперь это «ближнее» зарубежье, а тогда – одна страна, перестройка, весёлый, полный надежд бардак. Хипповые вписки, неформальная советская молодёжь – тогда это называлось «система» – в общем, почти двухнедельный трип, запечатленный рукой впечатлённого всей этой движухой вашего покорного…
пс. Записи и фото сделаны на лету, в не отредактированном виде.
* * *
02 апреля 1988 (уже доехали до Ленинграда – держим путь в Латвию)
Стоп в сторону Пскова не вставлял, поначалу…
Помню длинный кусок, километров двадцать — мимо поселков, пешком… шли, собирали пустые бутылки по обочинам; в оттаявшем ручье их мыли. Наехали на хозяйку какой-то дачи: подошли к калитке, попросили попить. Она воды вынесла, посмотрела на нас, вернулась в дом — выносит сверток, подает… мы говорим спасибо; возвращаемся к ручью, разворачиваем — селедка и хлеб…
Позавтракали. Бутылок намыли: тут же сдали. Кого-то застопили — в общем без приключений и быстро (к вечеру) — в Пскове.
С конечной повез нас общественный транспорт к центру города: и прицепилась к нам контролёрша, с билетами… нам денег жалко — пять копеек все-таки — зараза: сколько не тележили про стесненное положение, пришлось заплатить…
Был у нас телефончик Псковский — Виктором звали человека, как и меня. Классный парень — музыкант, где-то здесь (и не здесь) играет. Волосатые у него вписываются — любит он нас, таких. Накормили, напоили и адрес для вписки дали — что б нам не тесниться с его предками в одной квартире. Позвонил куда-то — пришел человек: системный, зовут Декабристом… пока шли к нему, разговорились — он устроился кем-то, вроде декоратором, в местном (цирке?). Даже ездил с ним на гастроли. Теперь собираются в Китай — и его берут. Человек без прописки, не из Пскова — ни кола, ни двора — берут в Китай!
Пришли на флэт (временно в его пользовании): флэт пустой, без мебели — театральная жилплощадь. Есть тюфяки, одеяла, чайный экстракт… и душ!
Космос: в какой-то точке, нищие — в пустоте — душ!
Декабрист оставил нам ключи и ушел, к своей девушке…
Мы еще полистали лениво стопники — после ванны, вялые…
…с утра уже маячили на трассе… Рига!
Началась Прибалтика — закончились плохие дороги. В кабинах с драйверами треп однообразный: в стране перемены, первый Съезд… все съехавшие, шизанутые — целыми днями слушают приемники с новостями. Приходится все это пережевывать…
…сходим, садимся — и по новой: радио «Маяк», Съезд, новости… советская эстрада, по заявкам слушателей. Только один мэн попался неразговорчивый — уже в Латвии, латыш. Еще не старый — лет тридцать пять… видимо принял нас за местных, своих — посадил и… — думали завезет сейчас куда-нибудь на хутор, повытаскивают они обрезы с топорами — разделают нас на части… Всю дорогу — молчал, напрягал нас очень сильно… в общем выбрались мы невредимыми, повезло.
Ехал бардачный микроавтобус — решил нас взять. Взял: люди все местные, по русски не понимают… чистенькие, в белых носках… и мы: нечёсаные, запущенные, вид бомжовый. Пустые немытые бутылки дренькают — у Дика в сумке, и у меня в драном пакете: едем… Остановиться где-то решили: захотелось им кофе попить, в кафе. «А нас, потом, еще по пути подбросите?». Головами кивают — «я, я…». Ну, вышли и мы. Кафешка маленькая, придорожная. Внутри все чистенько, все в белых фартучках, аккуратно… тоже делают вид что не понимают… Я и не помню — продали они нам что-нибудь или нет… помню, что наши «попутчики» нас после этого ланча дальше не взяли, оставили на обочине…
(продолжение следует)