Продолжим сравнение одного из главных героев «Игры престолов» с персонажем из русского фольклора.
Помимо совпадений между Джоном Сноу и Иваном-царевичем, я покажу и другие интересные соответствия между сериалом и русскими народными сказками, а также неожиданные совпадения с некоторыми эпизодами русской истории.
Джон встречает колдунью, которая играет важную роль в его приключениях.
После штурма Стены одичалыми под командованием Манса Налётчика, бойцы Ночного Дозора оказываются в крайне затруднительном положении. Они значительно уступают противнику в численности и отрезаны от путей снабжения. Джон отправляется в лагерь Манса чтобы попытаться найти почву для каких-либо договорённостей или хотя бы выиграть время. В ходе переговоров лагерь Манса оказывается атакован внезапно появившимися многочисленными войсками Станниса Баратеона. Одичалые оказываются окружены и практически все попадают в плен вместе со своим предводителем. Станнис освобождает Джона и на некоторое время останавливается в Черном замке. В сериале не сказано зачем Станнис осуществляет высадку своих войск к северу от Стены, а не южнее.
Кажется, что Ночной Дозор спасен и может вернуться к своей повседневной жизни. Однако вместе со Станнисом Джон встречает также сопровождающую того Мелисандру. Между ними сразу возникает некоторое недопонимание. После того, как Манс Налётчик отказывается присягнуть Станнису Баратеону, вождя одичалых приносят в жертву Владыке Света. Мелисандра лично проводит ритуал сожжения Манса заживо. Джон не может оставаться равнодушным, глядя на предсмертные мучения Манса и, проявив милосердие, добивает несчастного выстрелом из лука.
После этого уже Джон попадает в центр внимания Станниса и Мелисандры. От Джона требуют принести присягу Станнису и повлиять на других феодалов Севера, чтобы они оказали поддержку Станнису в его притязаниях на Железный трон. За это тот обещает издать специальный указ, который сделает Джона законным наследником Эддарда Старка, а не бастардом, и, следовательно, полноправным хозяином Винтерфелла и всего Севера.
Однако Джон отвергает это предложение и по представлению Сэмвелла Тарли баллотируется на должность лорда-командующего Ночным Дозором. В ходе процедуры голосования Джон набирает ровно столько же голосов, сколько и Аллисер Торн; решающим оказывается голос мейстера Эймона, который отдаёт предпочтение Джону. Это поражение усиливает и без того неприкрытую неприязнь Аллисера по отношению к Джону.
После этого Станнис вновь поднимает вопрос о том, чтобы сделать Джона законным правителем Винтерфелла, и тот повторно отказывается. Вместо этого он вступает в должность лорда-командующего и занимается распределением обязанностей среди подчинённых. Джон обнаруживает катастрофический некомплект личного состава Дозора и, с целью добиться привлечения новых рекрутов в достаточном количестве, рассылает письма лордам Севера и просит их отправить дополнительных людей на Стену.
В ходе напряжённой работы к Джону неожиданно приходит Мелисандра и предлагает ему отправиться вместе с армией Станниса к Винтерфеллу, ведь его знание замка, в том числе секретных ходов, могут оказаться весьма полезны в ходе осады. Джон, высказывается что хотел бы освободить родовое гнездо, однако отказывается от участия в походе, ссылаясь на долг дозорного, после чего Мелисандра раздевается и начинает соблазнять его. Некоторое время Джон колеблется, но в итоге отказывается и от близости с Мелисандрой, говоря, что всё ещё любит Игритт, погибшую девушку из одичалых, с которой у него ещё недавно были отношения. Чародейка, впрочем, не выглядит сильно уязвлённой отказом и уходит произнося: «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу», таким образом повторяя слова, которые часто говорила Игритт.
Данный эпизод остаётся не совсем ясным, получается, что Игритт является неким воплощением той же силы, что и Мелисандра, либо Мелисандра получает откуда-то сведения о происходящем с Джоном. Образ Мелисандры остаётся в значительной степени нераскрытым.
После очередной вылазки за Стену и личного поединка с Королем Ночи, Джон возвращается в Черный замок. Он приводит с собой уцелевших одичалых. В результате столкновения с Белыми Ходоками Джон понимает, что настало время положить конец вражде между людьми и все смертные должны объединиться в борьбе с древним Злом. Далеко не все разделяют это мнение. Аллисер Торн сначала отказывается впускать пришедших. Однако, увидев среди одичалых Джона, стоящий на Стене Торн отдаёт приказ открыть ворота прохода внутри Стены. Спустившийся сверху Аллисер говорит Джону, что его доброта всех погубит, намекая на то, что одичалым нельзя доверять как традиционным врагам Ночного Дозора. Джон ловит на себе откровенно враждебные взгляды дозорных, а подросток Олли, все родные которого ранее оказываются убитыми одичалыми, в ответ на улыбку Джона мрачнеет и уходит.
После этого против Джона складывается заговор. К этому времени, Станнис терпит поражение в Снежной битве и Мелисандра возвращается в Черный замок. Сэмвелл Тарли уезжает учиться на мейстера, и Джон остаётся один. В одну из ночей к нему неожиданно входит Олли и сообщает, будто один из одичалых утверждает, что недавно видел дядю Джона, Бенджена Старка, который давно числится пропавшим без вести. Джон идёт за мальчиком во двор, там их встречает Аллисер Торн, позади которого толпятся несколько дозорных. Джон проталкивается через них дозорных и вместо одичалого с вестями обнаруживает табличку с надписью «Предатель». Когда Джон оборачивается, Аллисер с кличем «За дозор!» бьёт его кинжалом, затем удары поочерёдно повторяют другие присутствующие дозорные. Джон опускается на колени, но, несмотря на ранения, находит в себе силы не упасть в снег и тогда к нему подходит Олли. Джон не может поверить в то, что подросток тоже намерен его убить, но Олли демонстрирует неприязнь к Джону и решительно наносит последний удар. Лорд-командующий Ночного Дозора оказывает убит самими дозорными и падает на снег, истекая кровью.
Эта шокирующая сцена завершает пятый сезон сериала.
Продолжая тему присутствия в произведениях жанра фэнтези следов исторических событий, здесь следует остановиться и привести характерный пример.
При практически совпадающих обстоятельствах был убит известный русский государственный деятель, великий князь Андрей Боголюбский.
Подробное описание этого события содержится у Николая Карамзина: «Двадцать человек вступили в заговор. Никто из них не был лично оскорблен князем; многие пользовались его доверенностию: зять Иоакимов, вельможа Петр (у коего в доме собирались заговорщики), ключник Анбал Ясин, чиновник Ефрем Моизович. В глубокую ночь...они пришли ко дворцу..., ободрили себя вином и крепким медом в княжеском погребе, зарезали стражей, вломились в сени, в горницы и кликали Андрея...
Андрей долго боролся; уязвляемый мечами и саблями, говорил извергам: «За что проливаете кровь мою? Рука Всевышнего казнит убийц и неблагодарных!»... Наконец упал на землю...
Андрей в беспамятстве вскочил, бежал за ними, громко стеная. Убийцы возвратились; зажгли свечу и следом крови Андреевой дошли в сенях до столпа лестницы, за коим сидел несчастный князь. Петр отрубил ему правую руку; другие вонзили мечи в сердце; Андрей успел сказать: «Господи! В руце Твои предаю дух мой!» – и скончался» (Н.М.Карамзин. «История государства Российского»: Калуга.: «Золотая аллея», 1993, Т I – IV, с. 295).
Существует также народная легенда, что заговорщикам оказала помощь жена князя, поскольку за некоторое время до описываемых событий по приговору Андрея был казнен один из её братьев. Карамзин вскользь упоминает об этом эпизоде, но о содействии женщины убийцам ничего не говорит. Однако участие женщины в данном преступлении в той или иной форме нашло своё отражение в Радзивилловской летописи, в которой на одной из миниатюр, изображающих убийство князя Андрея, запечатлена присутствующая на месте преступления женщина.
В тексте «Истории государства Российского» говорится, будто убийцы использовали мечи и сабли, так что князь Андрей убит сходным образом – при помощи холодного оружия с очень близкого расстояния внутри помещения. Использование убийцами именно мечей и сабель представляется маловероятным в описываемых условиях. Скорее всего, именно эти виды оружия упоминаются как часть литературного описания, а убийцы применяли более подходящие для такого случая кинжалы.
В связи с обстоятельствами убийства Андрея Боголюбского следует отметить признаки, сходные с сюжетом «Игры престолов»: присутствие женщины – коварной жены, предавшей мужа заговорщикам, «воскрешение» князя, который несмотря на ранения очнулся и даже попытался уйти с места преступления.
Нельзя не вспомнить, что мотив убийства Ивана-царевича именно своими братьями присутствует и в русских народных сказках. В сказке об Иване-царевиче и молодильных яблоках (существуют различные варианты её названий), братья, испытывая зависть к Ивану, из-за того, что именно он первым нашёл волшебные фрукты, убивают его, похищают яблоки с целью самим доставить их по назначению и заслужить награду.
Воскрешение погибшего Ивана в разных вариантах сказок происходит по-разному – в одних случаях он попадает в подземное царство, повелитель которого отпускает его, в других своего хозяина выручает верный Серый волк, так или иначе мотив возвращения Ивана из царства мёртвых встречается часто.
Вернемся к Джону Сноу, которому также предстоит воскреснуть.
Убийцы расходятся, оставляя тело Джона лежать на снегу. Запертый в клетке Призрак, видя мёртвого хозяина, начинает выть и пытается выбраться наружу. На вой обращают внимание Давос Сиворт, Эдд и ещё несколько дозорных, которые спускаются во двор и заносят тело своего лорда-командующего внутрь одного из помещений. Мелисандра выглядит подавленной, она не может поверить в произошедшее, смотрит на бездыханное тело и говорит, что в пламени видела Джона Сноу, сражающегося у Винтерфелла. Давос Сиворт в ответ на это отвечает, что Джон определенно мёртв. Для защиты тела дозорные, непричастные к убийству, приводят в комнату Призрака и сами встают на стражу.
Им становится ясно, что убийство Джона организовал Аллисер Торн, который никогда особо и не скрывал своей неприязни к Джону, а теперь поднял открытый мятеж, пытаясь захватить пост лорда-командующего силой. Мятежники окружают дверь, за которой лежит тело Джона и требуют от дозорных, сохраняющих верность долгу, сложить оружие. При этом они проявляют вероломство, обещая пощадить сдавшихся, одновременно целясь в дверь из арбалетов, выражая намерение убить всех, кто не на их стороне. Однако, собравшиеся внутри не собираются отказываться от идеи сопротивляться, взяв оружие наизготовку, при этом Давос берет в руки Длинный Коготь, извиняясь перед соратниками, что он не искусен в военном деле.
Эдд отправляется на поиски Тормунда и одичалых, которые приходят на помощь как раз в тот момент, когда Аллисер и его подручные пытаются вломиться в помещение, где лежит тело Джона. Замок при помощи одичалых очищен от мятежников, но Джон всё ещё мертв, а значит нужно решать, кто возглавит Ночной Дозор.
Давос Сиворт, в крайне расстроенных чувствах, является к Мелисандре и спрашивает, возможно ли с помощью магии вернуть Джона Сноу к жизни. Колдунья, потрясённая сначала смертью Станниса Баратеона, а теперь и Джона, безразлично говорит, что утратила веру во Владыку Света. Давос проявляет настойчивость и продолжает интересоваться перспективой воскрешения Джона. Он говорит, что просит о помощи не огненного бога, а саму чародейку. После некоторых переговоров, колдунья уступает и решается провести ритуал.
Мелисандра приступает к обряду с весьма нерешительным видом. Она омывает раны и голову Джона водой, а затем подстригает волосы и бороду, и раз за разом сжигает пучки волос в огне. Затем она произносит заклинание на высоком валирийском языке. Однако никакого заметного эффекта от производимых ею манипуляций не происходит. Явно поражённая этим, Мелисандра неоднократно повторяет заклинание, с каждым разом всё больше теряя самообладание. Затем она бросает эту затею и разочарованно уходит. Следом за ней помещение покидают понурые Тормунд, Эдд и Давос, видимо также ожидавшие более успешного исхода. Вместе с телом Джона остаётся лишь преданный ему до конца Призрак.
Кажется, что для героя всё кончено.
Но, через некоторое время, мирно лежащий лютоволк внезапно поднимает голову, будто что-то почуяв. Неожиданно, до этого момента неподвижный Джон Сноу открывает глаза, жадно хватает воздух ртом и начинает дышать.
На шум сбегаются несколько человек. Джон в полном непонимании смотрит то вокруг, то на свои затянувшиеся раны. Поскольку он не одет, Давос Сиворт делится с ним плащом. Через короткий промежуток времени в помещение входит Мелисандра, видимо она смирилась со своей неудачей и теперь изумлена ещё больше. Теперь ей требуется подтверждение в истинности её пошатнувшейся веры и первое, что её интересует это практический вопрос, связанный с культом бога Огня: видел ли Джон, в потустороннем мире Владыку Света? Джон в некоторой прострации отвечает, что там никого не было.
Правда это или нет, проверить предстоит каждому смертному, но нельзя не отметить, что позднее, перед Битвой бастардов, Джон просит Мелисандру в случае своей повторной гибели на поле боя, больше не воскрешать его из мёртвых. На это Мелисандра отвечает, что Джона оживила не она, а Владыка Света, и только он определяет дальнейшую судьбу человека.
Любопытно также, что воскресшего Джона многие одичалые после произошедшего считают богом, и он вынужден опровергать это.
Факт воскрешения Джона Сноу из мёртвых в ходе развития сюжета является весьма характерным. Этот эпизод имеет огромное значение, поскольку при этом он вновь приобретает сходство с Иваном-царевичем. Как уже говорилось, в некоторых вариантах русской сказки Иван также оказывается убит, а затем возвращён к жизни. Иван при этом часто оказывается жертвой своих братьев, а Джон Сноу убит сослуживцами по Ночному Дозору, то есть, в определённом смысле, также братьями – ведь Дозор – это братство по оружию, члены Ночного Дозора так и именуются.
Джон Сноу, пав от руки своих братьев, оказывается воскрешён таинственной чародейкой Мелисандрой. Этот персонаж является одним из самых загадочных во всей саге. Её прошлое и настоящее в полной мере так и не раскрыто. В одном из эпизодов сериала показано, что Мелисандра, внешне молодая и привлекательная женщина, сняв некий амулет, который она постоянно носит на шее, превращается в дряхлую старуху. Невозможно не увидеть в данном случае соответствия между Мелисандрой и другим известным персонажем русского фольклора – Бабой Ягой, которая также изображается в качестве дряхлой и уродливой старухи. В русских сказках она не предстаёт в молодом облике, но, как и Мелисандра, Баба Яга владеет древней магией, она часто помогает Ивану-царевичу различным образом. Также и Мелисандра, и Баба Яга помогают своим подопечным отнюдь не из альтруизма, а решая свои собственные, порой неочевидные задачи.
Значительное сходство между ними наблюдается и в одежде. В толковом словаре В.И.Даля Баба Яга описывается как «простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое – верх бесчиния» (Взято из: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A2%D0%A1%D0%943/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0/%D0%94%D0%9E). То есть она ходит с непокрытой головой, и её одежда состоит из одного большого по размерам элемента, что по древнерусским понятиям являлось несомненными атрибутами безнравственности и сексуальной распущенности. Нельзя не отметить, что это описание полностью соответствует внешнему облику и поведению Мелисандры, которая, помимо указанных особенностей внешности, использует свою сексуальность в качестве средства применения магических сил. В связи с таким ассоциативным рядом можно также вспомнить, что Мелисандра в сюжете «Игры престолов» происходит предположительно из Асшая, расположенного на далёком и неизведанном Востоке Эссоса.
Расставание Джона Сноу с колдуньей происходит достаточно мирно, но его сложно назвать исключительно дружелюбным. После Битвы бастардов Давос Сиворт обвиняет Мелисандру в смерти Ширен – дочери Станниса Баратеона, принесённой ею в жертву Владыке Света. Возмущённый Давос требует казнить чародейку за убийство девочки, к которой он был очень привязан. Красная жрица сознаётся в совершении этого преступления, но напоминает, что благодаря ей Джон Сноу вернулся из мира мёртвых. Джон вынужден принимать компромиссное решение и приказывает Мелисандре навсегда покинуть Север под угрозой смертной казни в случае возвращения.