Ребёнок, который в 6 лет читает отдельные буквы и не умеет читать по слогам, в 7 лет отстаёт от своих сверстников минимум на полгода.
Пробелы появляются не только по чтению. Он не может решать математические задачи, потому что не понимает их условие. Страдает грамотность, ребёнок не может выразить свои мысли и у него пропадает интерес к учёбе.
Чтение — это навык. Оно требует регулярности и системы. В школе учиться читать некогда. При четырёх уроках у учителя на одного ребёнка получается 7 минут в неделю.
Вывод: Учимся читать дома
Научить читать это сложная задача. И серьёзное испытание для любого взрослого. Результат зависит от точности действий родителей.
Занимайтесь по моей методике 15 минут каждый день и ваш ребёнок начнёт читать через 4 месяца.
Как работать с методическим пособием?
В течение дня необходимо выделить три раза по 5 минут.
Например: утром, после обеда, перед сном. Это время 5+5+5 минут надо уделить только чтению вместе с ребёнком. Важно в эти три пятиминутки отложить все дела и читать, читать, читать.
Всё подряд читать нельзя. В русском языке слоги бывают простые и сложные, йотированные, открытые, шипящие, с примыканием и с непроизносимыми буквами.
В моей методике семь уровней чтения слогов и слов, которые учитывают особенности произношения и частотность букв русского языка.
Уровень первый.
Ребёнок уже знает некоторые буквы. Начните читать слоги-слияния. На этом уровне важно чёткое произношение звуков. Надо показать ребёнку, что слог, состоящий из двух звуков (согласного и гласного) произносится на одном дыхании.
В русском языке произношение согласного звука зависит от следующей за ним буквы. Обратите внимание, что есть слоги с твёрдым согласным звуком (обозначен синим) и слоги с мягким согласным звуком (обозначен зелёным). Но есть согласные звуки, которые всегда мягкие или всегда твёрдые. Произношение таких звуков не зависит от гласного.
Скачать пособие
Распечатайте первый файл, наклейте на картон, разрежьте на отдельные карточки, сложите столбиком и читайте вместе с ребёнком.
Карточки первой группы сначала очень чётко читает взрослый, затем повторяет ребёнок. Следите за произношением ребёнка. Через несколько дней ребёнок будет стараться прочитать слог быстрее вас. Похвалите его за это. Поощряйте это соревнование. Разрешите ребёнку самому читать слоги, которые он хорошо запомнил. Обращайте внимание на правильность и чёткость произношения. Главное на этом этапе правильное чтение. Если ребёнок задумался — подскажите ему.
Учите ребёнка читать слоги-слияния в быстром темпе. За 5 минут можно прочитать все слоги первой группы три раза. Прочитанный слог переложите вниз столбика для чтения. Для ребёнка 4–7 лет чтение знакомых слогов вместе с родителем это увлекательная игра. Ребёнок может читать одни и те же слоги несколько раз за занятие.
У детей хорошая память, поэтому важно менять порядок карточек, перетасовывая их перед занятием и во время его.
Слоги с буквами а и б повторяются. Это связано с различным написанием заглавных и строчных букв. Для ребёнка эти различия существенны, повторы слогов позволяют детям закрепить умение читать слоги с различными вариантами написания этих букв.
Обратите внимание ребёнка на чтение слогов ЖИ и ШИ. ЧУ, ЩУ, ЧА И ЩА. Эти правила не имеют исключений. На первом этапе надо просто правильно произносить эти слоги. Можно отметить, что эти согласные никогда не стоят со звуком Ы.
Особое внимание уделите слогам ЦЫ и ЦИ. При различном написании слоги произносятся одинаково,
21 день
На освоение первого уровня отводится 3 недели. В результате ребёнок уверенно читает карточки в любом порядке.
Переходите ко второму уровню. Подписывайтесь на мой блог. Вас ждут продолжение методического пособия и дополнительные игры для ребёнка.
Скачать пособие
Уровень второй
Ребёнок уверенно читает слоги слияния, чтение которых мы проходили в первой части. Эти слоги надо произносить на одном дыхании. Если ребёнок путает буквы или неуверенно читает слоги первой части, тренируйтесь. Переходите дальше, когда первая часть освоена.
На втором уровне знакомим детей с закрытым слогом. На этом этапе новых букв нет. Дети часто путают слоги-слияния и закрытый слог. Переставляют буквы при чтении. Учимся видеть порядок букв.
Важно контролировать правильность чтения слогов. Ребёнок должен быстро находить слияние и произносить его на одном дыхании. В закрытых слогах между звуками обязательно должна быть пауза.
Бесплатно скачайте пособие
Распечатайте файл, наклейте на картон, разрежьте на отдельные карточки. Карточки первого и второго файла надо объединить в общую стопку.
Обратите внимание
При произношении парный звонкий согласный звук в конце слога звучит как глухой. Для нас характерно произносить одинаково ОГ и ОК; АЖ и АШ; УЗ и УС. Но ребёнку ещё рано показывать эту особенность русского языка. Сейчас дети должны научиться чтению, поэтому необходимо уделить внимание очень чёткому произношению согласных Г, Ж, Д, З, В и Б на конце слогов.
На этом этапе можно закрепить правила правописания слогов ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ. Эти правила не имеют исключений. Поэтому знание этих законов важны для грамотности ребёнка в будущем.
На втором этапе буквы на карточках имеют цвет. Согласные обозначенные синим цветом произносятся твёрдо, зелёным цветом обозначено мягкое произношение звуков.
Напоминаю: Чтение карточек это пятиминутное занятие, которое повторяется три раза в день. 15 минут в день это важное время для привития устойчивого навыка чтения. Важно эти пять минут именно читать. Эти пятиминутки становятся основой для грамотного чтения и развития ребёнка.
Карточки второго уровня осваиваются ребёнком за две недели. Но если ребёнок путает или переставляет буквы стоит уделить закреплению навыка больше времени.
Подписывайтесь на мой блог. Вас ждут продолжение методического пособия и дополнительные игры для ребёнка.
Скачать пособие второго уровня
Уровень третий
Приступаем к чтению слов. Эти слова уже имеют смысл. Подбор слов должен быть очень тщательным. Вы должны уметь объяснить ребёнку значение любого слова. Уверяю вас, малыш не раз задаст вопрос: "А что это значит?"
Читаем слова типа: КОТ, СОМ, РАК, ЛУК, На этом этапе знакомим ребёнка с буквой И краткое. Добавляем слова ЧАЙ, МАЙ, РАЙ, ДАЙ.
В этих словах три буквы. Согласная, гласная и ещё одна согласная. Все буквы нам известны. Нет йотированных букв, Нет сильного различия между написанием и произношением.
В словах КОД, ГАЗ, ЛОБ не допускается оглушение последнего согласного звука. Требуйте от ребёнка чёткого произношения каждого звука в слове и особенно последнего. Произносим, как написано. На этом этапе нам важно правильное узнавание букв.
Ребёнок давольно быстро осваивает чтение трёх звуков, он начинает придумывать свои конструкции. Будьте внимательны: чтение(произношение) и написание слов в русском языке различаются. Важно показать ребёнку эти отличия. Но не перестарайтесь с исправлениями. Если из 5 слов, придуманных ребёнком, малыш в четырёх словах сделал ошибки, похвалите и оцените, то единственное слово, где ошибок не было.
Обращайте внимание на темы слов. Составляя слова из букв, ребёнок подскажет Вам темы своих интересов и круг своего общения. Корректируйте внутренний мир ребёнка, оставляйте позитивные, литературные слова. Убирайте из лексикона малыша грубость и хамство.
Уровень четыре
Через неделю - полторы добавим новую конструкцию - слог с двумя примыканиями. МОСТ, РОСТ, БОЛТ, БАНТ, ШАРФ.
Дней через пять- семь добавляем слова с примыканием вначале: КТО, ГРОМ, ШКАФ, БРОД, КРОТ, СТАРТ.
Напоминаю: мы читаем вместе с ребёнком три раза в день по 5 минут. Именно регулярность чтения и заинтересованность взрослого обеспечивает 100% качество навыка чтения.
Спрашивайте малыша, что обозначает прочитанное слово, раскрывайте значении слова, неизвестного ребёнку. Старайтесь не менять слова и слоги, а добавлять к уже прочитанным.
Дети дошкольники и младшего школьного возраста с удовольствием читают знакомые слова.
Уровень пять
Длина слова увеличивается. Начинаем читать слова из 2-3 слогов. Знакомимся с правилами чтения букв Я, Ё, Е, Ю; здесь же и знаки твёрдый и мягкий.
Обычно дети без проблем осваивают чтение этих слогов. Стоит лишь показать разницу в произношении слога-слияния и слога с разделительным знаком, Хватает двух-трёх дней, чтобы правильно читать ЁЖ и МЕД, ЕНОТ и СЕНО, ЯЛТА и МЯЧ, ЮРА и МЮСЛИ. Достаточно недели, чтобы освоить Эти буквы в середине слова МАЯК, СЪЕЛ (СЕЛ), ВЪЕХАЛ (ВЕРХОМ ), ВЕЕР. Объясняйте ребёнку правильно: когда мы произносим два звука, а когда один. Для начала берите самые простые и короткие слова.
Шестой уровень
Начинаем читать слова любой сложности. Ребёнок иногда путает буквы. Это нормально. Переставляет их местами. Главное на этом этапе - терпение. Вы взрослый, уже умеете читать, но иногда ошибаетесь, А ребёнок читает всего три месяца. Но он уже читает и ему это нравится. Не потеряйте этот интерес. Слушайте чтение ребёнка с вниманием и позитивным настроем.
Ребёнку трудно читать слог и помнить предыдущие слоги. Помогают нам вывески и рекламные плакаты. Читаем всё и везде. Название магазинов, вывески, заголовки газет. Ребёнок начинает воспринимать чтение, как соревнование, кто быстрее прочитает. Поддерживайте этот интерес, любые магазинные полки предоставят Вам такую возможность.
Помним лишь о главном. На заборе тоже пишут, но стоит ли это показывать своему ребёнку? Лучше, если малыш читает слово, которое вы прочитали и одобрили, чем неприличные слова в подворотне.
Это самый денежный этап. Нам нужны детские книжки. Много!
Книжки разные, красочные, но не всякие. Ребёнку тяжело читать много.
Сейчас появились сказки и рассказы напечатанные специально для чтения детьми. Слова в таких книжках напечатаны крупным шрифтом и разделены на слоги. Находите такие, в которых картинок больше, чем текста. Берите те, которые нравятся и Вам, и вашему ребёнку.
Второй вариант. Это книжки в которых некоторые слова заменяют картинки. Ребёнок не только читает, но и вставляет слова соблюдая окончания.
Во время пятиминутных занятий читайте с ребёнком по очереди. Читайте выразительно. У ребёнка появятся любимые книги и рассказы, стихи и песенки. На этом этапе важно понимание прочитанного. Хорошие иллюстрации помогают малышу понять смысл прочитанного текста. После чтения задайте 1-2 вопроса по содержанию прочитанного. Ответ ребёнка должен быть полным и правильным. Собирайте детскую библиотеку. Через некоторое время любимые книги будут "зачитаны до дыр" и возможно их придётся обновить.
Сейчас формируется словарный запас ребёнка, его внутренний мир, даже черты характера. Печатное слово всегда влияет на развитие ребёнка. Следите за качеством книг. Сейчас нельзя экономить. Книга купленная(подаренная) ребёнку, должна быть великолепной. Покупайте книгу с одним рассказом или сказкой, не покупайте сборники. Пусть у Вашего малыша будет 10-12 тоненьких книг, чем одна "толстая".
Уровень семь
Ваш ребёнок умеет читать. Но читает медленно, без желания.
Выручает хорошая литература, найдите темы интересные именно вашему ребёнку. Даже комиксы могут быть полезны, если они качественные. Одно условие: прежде чем дать книгу ребёнку — просмотрите её, прочитайте сами хотя бы некоторые странички. Сейчас вы формируете не только навык чтения, но и внутренний мир вашего ребёнка.
Следующий вопрос: Как читать?
Читать ребёнок должен только под чутким присмотром взрослого, Только если взрослому интересно чтение, чтение будет интересно и ребёнку. Если вы читаете, то скорее всего и ваш ребёнок увлечён книгой. Вы знаете, какие произведения посоветовать своему ребёнку.
Если вы читаете мало, но хотите исправить этот недостаток в своём ребёнке. Есть два выхода. Первое — начните читать сами вместе с ребёнком. Второе — найдите того, кто увлечёт вашего ребёнка.
Последний и самый важный вопрос
Когда читать?
Чтение это навык. И как любой навык чтение требует регулярности.
Три раза в день по 5 минут ежедневного чтения в течение 2-4 месяцев помогут вам и вашему ребёнку полностью освоить это непростое дело.
Но помните, читать можно и разучиться!
Очень часто, второклассники, вернувшись после летних каникул, начинают с нуля. За три месяца ребёнок может забыть, как читать; забыть некоторые буквы; забыть всё, чему его учили. А для дошкольника время летит ещё быстрее. События 2-3 месяцев могут полностью вытеснить умение читать.
ВЫВОД
- читаем,
- читаем везде,
- читаем вместе (один читает; другой слушает),
- читаем вслух,
- читаем в быстром темпе,
- читаем разные произведения,
- читаем интересные произведения,
- читаем качественные книги,
- читаем каждый день.
Научить чтению не сложно, если уделять этому занятию 15 минут ежедневно.