Здесь, конечно, необходимо затронуть довольно острую проблематику, а именно, катастрофическую управленческую безграмотность и профессиональное несоответствие занимаемым должностям людей, почти на всех уровнях, столь присущую нашей стране. Приведу наглядный пример из жизни в качестве иллюстрации (поверьте, таких казусов в выставочной сфере происходит множество за один лишь день). Заказчик присылает техническое задание для разработки проекта выставочного стенда, состоящее из перечисления оборудования, позиций этак в 200. Сей «литературный труд» занимает примерно 4 страницы текста мелким шрифтом, состоящего из узкопрофильных аббревиатур и некоторых технических характеристик изделий, производимых его, заказчика, предприятием. Изображения, как и расшифровка функционала изделий отсутствуют. И что выставочникам с этим делать? По рыночным стандартам, выставочная компания не может тратить на проект временной ресурс более 2-х дней (раз уж они все дружно, в меру своего концептуального скудоумия, подписались в далекие 90-е разрабатывать дизайн-проект на некоммерческой основе). То есть 2-х рабочих дней дизайнера. Надо ли говорить, что если дизайнер начнет гуглить весь этот перечень оборудования, у него уйдет неделя, чтобы хотя бы понять специфику и разобраться с габаритными размерами. Почему заказчик не может разложить на столе свои изделия, померить рулеткой габариты подиумов — а ведь именно их и будет изготавливатьвыставочная (микростроительная) компания, и прислать эти размеры? И здесь мы приходим к ужасающему выводу - «там» кто-то не хочет или не может (в меру анатомических особенностей) думать. Просто механически пересылает письма с производства, и все. За сие, надо отметить, человек получает стандартную московскую заработную плату. Вопрос: а почему выставочники за тот же финансовый «госстандарт» должны напрягать свой мозг, если вышестоящая инстанция в лице заказчика этого делать не желает? Правильно, и выставочники не напрягают. Могут, если им хорошо заплатить, умеют, знают как, но в данном случае не будут принципиально. В результате происходит общение на уровне двух (или более) клинических имбицилов. КПД нулевое, если не отрицательное, но все при своих маленьких зарплатках. И всех, как не абсурдно это звучит, устраивает подобное положение вещей! А ведь у выставочников чуть ли не каждый день меняется профиль заказчиков — сегодня это производители нефтеперерабатывающего оборудования, завтра, к примеру, корма для животных, после завтра громоотводы, мебель, автомобили, сельскохозяйственная техника, оружие, логистические услуги, да все что угодно! Как они могут быть специалистами во всем? Леонардо да Винчи, хоть и знал и умел все, что знала и умела его эпоха, но в нынешней ситуации и он бы не потянул, ибо в его эпоху знания были гораздо менее обширные чем сегодняшние.
Я описал лишь одну сценку из будней дизайнера в обычной выставочной компании. Поверьте, такого маразма там за месяц наберется на трехтомник, поэтому не вижу смысла перечислять далее. Все это на самом деле очень грустно. Добавлю лишь пару слов о так называемом выставочном менеджменте.
Поскольку в выставочной сфере количество предложений колоссально превышает спрос, здесь активно применяется система тендеров (исполнитель выбирается на конкурсной основе, и он, в свою очередь, выполняет весь комплекс дизайнерской работы абсолютно бесплатно). Вполне понятно стремление дизайнера выиграть как можно более дорогой тендер. Но что мы видим на практике? Здесь можно провести четкую черту, между «премиальным» сегментом рынка и «народноориентированным». Как говорят в Одессе, это две большие разницы. И в методологии тоже. Первым делом, раз уж мы живем в России и понимаем ее управленческую суть, можно смело, и не без оснований даже предположить, что многие компании (если так сие можно именовать), были созданы под «сброс» госсредств. Там брат «сбрасывает», здесь сват «ловит». Юридических лиц расплодили, холдингов («юрик» в «юрике»), дабы запутать следы. Но принцип ясен и очевиден.
Многие молодые менеджеры склонны к романтике. То ли это от регулярного недоедания мозг работает на «малых оборотах», то ли анатомическое строение мозга так устроено — доподлинно мне не известно. Могу лишь с уверенностью утверждать, что многие из этих людей с трудом представляют себе как дожить от з/п до з/п без займов. Гости из Средней Азии зарабатывают чуть больше, что бы Вы понимали. Но героям нашего повествования, менеджерам, скормили замечательную «утку», мол, выиграете тендер из «элитки» хоть один, можете на диване лежать целый год, машину себе купить, или пару-тройку шуб. В общем, некоторые менеджеры поверили, живя практически на пособие. Виртуозная разводка, не правда ли? При том, что статистически, склонность к авантюризму, и частной его форме — аферизму, наблюдается у весьма небольшого процента наших сограждан, успехов в этой работе, требующей «психологической обработки» клиента, способны добиться единицы. Подавляющее большинство либо, разочаровавшись, уходит в другую сферу, либо привыкают жить на весьма символические деньги.
И ведь никто даже не задумывается над суммарной эффективностью!Понимаю, в этой сфере нет профессионалов, но хотя бы пару книг прочитать о теории управления можно было бы. Ведь полки книжных магазинов сегодня буквально завалены «деловой» литературой. В первую очередь менеджер (управленец) обязан максимально эффективно использовать предоставленные ему ресурсы. Аксиоматично? Да, но на практике не получается. Почему? Мне видится, что люди у нас слишком сложные, их, весьма насыщенный подчас личностный опыт, проецируется в управленческую сферу, ну и по цепочке далее, транслируется на все нижестоящие звенья. Но, опять же, воздержусь от оценочных суждений, ибо только история рассудит, преимущество это или недостаток.
Текст: Павел Сапов