Огромная благодарность за то, что вы сыграли нашу мечту.
Александр Беляев, выдающийся русский и советский писатель, был создателем жанра научно-фантастической литературы в Советском Союзе. Для нас он памятен созданием легендарного Человека-амфибии. Чтобы придумать такое фантастическое существо, он читает с детства, причём, много литературы и статей по медицине, технике и науке. В юности много путешествует по Европе, ведёт дневники и печатает их в журналах «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Как всякий романтик, он зачитывается приключенческими романами, Жюлем Верном, в частности. Мечтает приобрести сверхчеловеческие способности – летать, например. Однажды, в детстве, он прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник.
Вот его рассказ:
Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарем и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.
В 1928 году вышел в свет один из его самых популярных романов — роман «Человек-амфибия».
В основе произведения, по воспоминаниям жены писателя, была газетная заметка о том, как один доктор в Буэнос-Айресе ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев еще с юности вдохновлялся романами французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта» и «Человеком-рыбой» русского анонимного автора. Всё это легло на благодатную почву годами приобретаемых познаний в области науки, медицины, техники.
Роман «Человек-амфибия» имел огромнейший успех.
Впервые был опубликован в журнале «Вокруг света» в № с 1 по 13. Два отдельных издания вышли в том же 1928 г. в издательстве «Земля и фабрика». А в 1929 году его переиздали в третий раз.
В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. Английский-учёный фантаст в восторге от его произведений.
Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…
Герберт Уэллс
В 1961 году режиссёры В.Чеботарёв и Г.Казинский снимают легендарный фильм «Человек-амфибия», который до сих пор не имеет себе равных в мире.
Для нашего поколения это культовый фильм-легенда о невероятных возможностях науки и человека.
В 30-е годы Беляев начинает изучать феномены человеческой психологии и психики: как устроен и как работает мозг, тело человека, какая между ними связь. Что такое чувство и мысль, чем они отличаются. Все эти размышления легли в основу таких романов, как «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха». Писатель увлечен наукой и хочет передать своё увлечение нам, его читателям.
Сверхзадача Беляева – популяризация науки.
Он блестяще это делает. Вот его слова:
Привлечь внимание к большой проблеме — это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу — это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение.