Найти тему

«Прощай ЗИЛ»: последние грузовики завода им.Лихачева

29K прочитали

Как известно в конце прошлого года был завершен полный снос производственных корпусов автозавода ЗИЛ. В забвение ушло некогда великое предприятие — флагман советской автомобильной промышленности. Давайте вспомним последние автомобили ЗИЛ.

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331 на Кубе
ЗИЛ-4331 на Кубе

В лихолетье завод вступил с моделью ЗИЛ-4331. Грузовик — сменщик легендарного ЗИЛ-130, должен был встать на производство еще в конце 70-х. Планировалось, что машина получит перспективный дизельный двигатель ЗИЛ-645 и новую кабину. Однако опыта в проектировании дизелей у зиловских конструкторов практически не имелось, поэтому работа над мотором шла тяжело и с постоянным отставанием от графика. Кроме того имелись сложности с производством кабины, КПП и топливной аппаратуры. В результате ЗИЛ-4331 встал на конвейер только в 1987 году. Да и то версии с дизелем выпускались в ничтожных количествах. В основном машина шла с бензиновым ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с.

От ЗИЛ-130 новый грузовик отличался ведущим мостом, тормозной системой и кабиной. Другими словами ЗИЛ-4331 устарел еще в момент своего появления.

ЗИЛ-5301

В середине 90-х ЗИЛ экспериментировал с установкой дизельных моторов фирмы Caterpillar. ЗИЛ-5301 с двигателем Cat 3054
В середине 90-х ЗИЛ экспериментировал с установкой дизельных моторов фирмы Caterpillar. ЗИЛ-5301 с двигателем Cat 3054

После распада СССР структура российской экономики значительно изменилась. В рыночных условиях, основные потребители грузовой техники — мелкие перевозчики, нуждались в машине небольшой грузоподъемности и с дизельным мотором. На заводе это хорошо понимали и в 1992 году приступили к разработке автомобиля с максимальной грузоподъемностью в 3 тонны.

Дабы удешевить производство предполагалось, что новая модель по максимуму будет унифицирована с выпускающимися машинами. Проблема состояла в том, что у завода не имелось подходящего шасси и двигателя. Как следствие первая партия грузовиков, под индексом ЗИЛ-5301, базировались на импортной платформе Mercedes-Benz T2. В движение автомобиль приводил дизель Perkins Phaser. Такая машина выходила невероятно дорогой, и в 1995 году зиловцы разработали собственное шасси и адаптировали к нему минский тракторный двигатель ММЗ Д-245. В том же году машина пошла в серию.

ЗИЛ-5301 «Бычок» фактически стал кормильцем завода. В конце 90-х его доля в выпускаемой продукции превысила 50%.

ЗИЛ-390610

ЗИЛ-390610. Фото из группы ВК https://vk.com/amo_zis_zil
ЗИЛ-390610. Фото из группы ВК https://vk.com/amo_zis_zil

В 1997 году на агрегатах знаменитой «Синей птицы» ЗИЛ-4906 была спроектирована очень интересная машина. Многофункциональное шасси повышенной проходимости ЗИЛ-390610, предназначалось для коммунального хозяйства. Машина могла агрегатироваться с коммунальным технологическим оборудованием и работать в широком диапазоне скоростей. Эдакий российский Unimog.

Технически ЗИЛ-390610 был обустроен очень интересно. Автомобиль оснащался дизелем Д-245 на 105 л.с., независимой торсионной подвеской, управляемыми передними и задними колесами и уникальной трансмиссией. Крутящий момент от двигателя через механическую КПП передавался на двухступенчатую раздаточную коробку. Она в свою очередь, посредством продольно расположенных карданных валов приводила во вращение бортовые редукторы задних и передних колес. На задних бортовых редукторах инженеры смонтировали два дисковых тормозных механизма открытого типа.

Тормозные механизмы на бортовых редукторах. Фото из группы ВК https://vk.com/amo_zis_zil
Тормозные механизмы на бортовых редукторах. Фото из группы ВК https://vk.com/amo_zis_zil

Необычная трансмиссия наделила ЗИЛ-390610 выдающимися внедорожными способностями, во много раз превышающие таковые у немецкого аналога. Грузовик успешно выступал на соревнованиях по трак-треалу, неоднократно занимая призовые места. Однако в серию уникальная машина так и не пошла. Хотя различных модификаций успели подготовить немало, в том числе и на удлиненной базе.

ЗИЛ-4972

ЗИЛ-4975М2
ЗИЛ-4975М2

Между тем ЗИЛ-390610 это не единственный грузовик созданный с применением агрегатов «Синей птицы». В 1993 году в СКБ завода создали уникальный трехосный ЗИЛ-4972 с равноудаленными мостами. Машина предназначаюсь для аврийно-спастельных бригад МЧС и Минтранса.

ЗИЛ-4972 получился несколько проще и подешевле, чем «космическая» «Синяя птица», но высоких внедорожных свойств не утратил. Грузовик получил стальную раму взамен алюминиевой, кабину и 185-сильный дизельный мотор от ЗИЛ-4331. Трансмиссия также была выполнена по бортовой схеме, задняя ось — поворотная.

Автомобиль имел три модификации: ЗИЛ-4972 с жилым модулем, ЗИЛ-4973 с бортовой платформой и телескопическим краном, а также ЗИЛ-4975М2 с двухрядной кабиной и бортовой платформой с краном манипулятором. Первая и последняя модели выпускались серийно на Правдинском радиорелейном заводе в Нижегородской области.

Конец истории

ЗИЛ-432940
ЗИЛ-432940

В начале 80-х Московский автозавод ежегодно выпускал около 200 тысяч автомобилей. Тогда никто и представить себе не мог, что спустя каких то 30 лет завод — флагман советской автопромышленности, полностью прекратит свое существование. Конвейерным способом последние автомобили ЗИЛ были собраны в 2013 году. С тех пор началось планомерное разорение завода.

Удивительно, но даже в условиях полной деградации зиловцы умудрялись выпускать новые автомобили. Последний автомобиль с шильдиком ЗИЛ собрали в 2016 году. Капотный грузовик ЗИЛ-43276Т представлял собой модернизированный ЗИЛ-4331 с интегрированным стеклопластиковым оперением под которым находился дизель ММЗ Д-245.

В декабре 2020 года был разрушен последний цех, который занимался выпуском специальных легковых автомобилей. Так закончилась история некогда великого предприятия.

Оригинал статьи доступен на сайте autohs.ru

Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!

Заходите на мой новый YouTube канал, там много интересных видео

Читайте также: Редкие опытные грузовики ЗИЛ, которым не суждено было пойти в серию