Nevi «Istanbul Edition» (Losen Records)
2020 год оказался богат на российско-международные проекты, в том числе и достаточно экзотические: во всяком случае, автору пока не приходилось рецензировать записи турецко-российских джазовых ансамблей! Nevi (по-турецки — что-то вроде «типа», «своего вида», «своего рода») — это три турецких музыканта: трубач Толга Бильгин, гитарист Онур Аймерген и басист Озан Муслуоглу, а также два российских — барабанщик Александр Боженко и пианист Андрей Кондаков. Запись была сделана в Стамбуле осенью 2018, а вышла на норвежском лейбле «Лусен Рекордз» в самом начале пандемии, в марте 2020. Из десяти треков только один, последний — джазовый стандарт, а остальные девять — авторские, причём одну пьесу написал Боженко, а три — маститый петербургский композитор, музыкант и продюсер Кондаков. Материал пяти остальных пьес создали турецкие участники.
Получилась увлекательная комбинация, звучание которой далеко от напрашивающегося предположения, что услышим мы некую смесь шаблонных этнических элементов «пряного Востока и сурового Запада». Смесь, конечно, есть, но она глубоко запрятана: вычленять её элементы нужно в весьма современном звуковом потоке, в котором нет этно-стереотипов. Зато есть изрядное влияние классического звукоизвлечения (прежде всего в игре трубача) при доминировании строгого, академически богатого звука акустического рояля, есть и сложные полиритмы, которые, однако, тоже весьма далеки от ожидающихся этнических средиземноморских нечётных рисунков. Строгость, даже сдержанность выразительных средств склоняет общую сумму звучания в сторону прохладной, спокойной, рассудочной и меланхоличной стилистики ECM.
ВИДЕО: тизер альбома
Материал альбома далёк от буквализма этно-фьюжн, который доминировал в турецком джазовом сообществе лет 20 назад. Конечно, в игре музыкантов можно при желании расслышать следы горячего фольклора восточного Средиземноморья, но следы эти глубоко вплетены в ставший всемирным язык американского джаза и звуковую эстетику европейской классики. А благодаря участию Кондакова, с его обширнейшим опытом подобного же взаимопереплетения языков джаза и русского классицизма, выпущенный на норвежском лейбле турецко-российский альбом в конце концов склоняется не просто к европейскому, а к североевропейскому звучанию. Это не попытка обратиться к мэйнстриму американского джаза — но это современный европейский джаз, родившийся из настолько же сложной системы влияний, чем та, что в прошлом веке сформировала американский джаз.
сайт лейбла | Apple Music | Spotify | Яндекс Музыка