Железная дорога - математически точная отрасль, предприятие непрерывного цикла, круглосуточно и без выходных работающая как часы. В былые времена по душераздирающему пронзительному паровозному гудку (причём не только пассажирских, но и графиковых грузовых поездов) можно было сверять точность хода своих наручных часов: "Без пяти двенадцать, осташковский сборный прошёл на Великие Луки".
В чём весь был секрет такой легендарной точности?
Во-первых это образцовая дисциплинированность паровозных локомотивных бригад и строгое выполнение ими своих служебных обязанностей, которая начиналась уже с момента своевременной явки к назначенному часу к дежурному по основному или оборотному депо.
Стоит отметить, что в 1949 году вышел приказ НКПС, требовавший предоставлять паровозникам казенное жилье в длительную рассрочку на расстоянии не более одного километра от депо (вот почему вокруг многих депо часто увидишь послевоенные поселки со всякими улицами «Локомотивная», «Железнодорожная», «Веерная» и т. д.). Иными словами заботились о том, чтобы бригада всегда без проблем своевременно и в случае крайней необходимости очень быстро могла явиться на работу.
Сверим часы
В число первоочередных обязанностей машиниста непременно входила такая как: "сверить свои часы с часами у дежурного по депо".
Но не с наручными, а настенными часами, которые висели (и до сих пор много где ещё висят такие) в дежурках в депо, ремонтных мастерских на ПТОЛ, служебных помещениях ДСП.
Те кто трудился или сейчас работает на железной дороге наверняка очень легко их сейчас смогли узнать. Но знают ли конкретно, что это за часы? Это морские настенные часы времён СССР, производства знаменитого Чистопольского завод "Восток". Стандарт флота - ВМФ, пассажирского, торгового флота и рыбной промышленности. Как то ещё по осени навскидку обратил на них своё внимание у нас в дежурке, решив сверить точность хода со своими часами и...
Поразительно. И это никакая не подстройка фото или попытка выдать вам желаемое за действительное, а самая что ни на есть действительность. Отличная точность хода! При этом часы обладают недельным запасом хода.
"Точность - вежливость королей"
Но одной сверкой часов точности хода поездов конечно же не добьёшься. Дисциплина на железной дороге во все времена требовала от локомотивной бригады при ведении грузовых поезда выполнения времени перегонного хода - это расчётное время в минутах, затрачиваемое поездом на прохождение расстояния между осями соседних раздельных пунктов (например, от станции Осташков до станции Пено, время перегонного хода составляет ровно 50 минут). А при вождении пассажирских поездов кроме того необходимо ещё и, как говорят локомотивщики, чётко "выдерживать график", т.е. соблюдать установленное расписание.
Неотвратимость наказания
Во времена правления наркомов в эпоху МПС даже за опоздание на одну-две минуты курьерскогого поезда с машиниста могли очень строго спросить (объявить выговор на общем коллективном партсобрании, лишить премии, перевести из пассажирских поездов обратно в грузовые или работать на манёвры).
Мастерство управления
Помимо страха наказания за нарушения, для машинистов паровозной эры особой нотой престижа считалось своевременное прибытие (как говорится "минута в минуту") с поездом на станцию, причём не только с пассажирским, но и с грузовым. Так сказать войти в кураж, продемонстрировать тем самым перед своим помощником и кочегаром весь опыт и мастерство в управлении паровой машиной. Из-за невозможности точно рассчитать рациональные режимы ведения поезда практический опыт работы машинистов на железной дороге очень ценился. Качество поездки во время паровой тяги зависело от многих составляющих: температуры и давления пара, положения регулятора и реверса, уровня воды в котле, марки экипированного угля и много другого.
Денежное премирование
К слову сказать локомотивная бригада была ещё и неплохо материально, т.е. заинтересована гарантированной денежной премией за нагон и ввод в график опаздывающих поездов. Раньше за нагон очень хорошо платили. В наши дни такая мера поощрения осталась для локомотивных бригад работающих лишь с пассажирскими поездами дальнего следования, в пригородных уже давным давно отменена.
Карьерный рост
Работа в пассажирских поездах считалась в депо самой привилегированной. Попасть работать с грузовых поездов в пассажирские - означало очень сильно к лучшему изменить свою жизнь. Пассажирские машинисты имели именные графики и поэтому всегда точно знали свою жизнь наперёд и могли распланировать личные дела. Им гарантированно выплачивалась хорошая ежемесячная денежная премия. Попасть же в пассажирскую колонну могли лишь те бригады, которые себя успешно зарекомендовали как профессионалы в грузовом движении, выполняя план грузовых перевозок и строго выдерживая время перегонного хода. Плестись с грузовым поездом нога за ногу как сейчас не имело никакого смысла. Раньше локомотивным бригадам платили не за часы как сейчас, а за поездки. Иные машинисты даже наоборот, по приезду в основное депо старались выкинуть лишние часы, чтобы побыстрее вышло время минимального отдыха и вновь встать на очередь в поездку.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram