В этой статье я продолжу рассказ об усилителях звука на биполярных транзисторах. Начну с усилителей класса «В», и поделюсь своим опытом сборки нескольких усилителей, считающихся «Классикой». Это - хорошо известные многим схемы усилителя М. Дорофеева, где выполнен принцип правильного построении схемы усилителя звука на биполярных транзисторах, в результате чего управление транзистором осуществляется током, втекающим в его базу, а не напряжением, приложенным к базе транзистора, как это делалось в ранее рассмотренных мною схемах. И схема суперлинейного усилителя А.Агеева, где реализовано оригинальное управление питанием низковольтного операционного усилителя.
Многим хорошо известно, что исторически разработки транзистора шли по пути попыток создать твердотельный аналог электронного вакуумного триода. Соответственно и теория построения усилителей звука была перенесена из ламповых схем на транзисторные. Это и вызвало неудачи, постигшие первые усилители звука на биполярных транзисторах - коммутационные искажения, возникающие при малых сигналах.
Однако, если управлять биполярным транзистором не напряжением, как в случае электронных ламп, а током, то его характеристика передачи тока база-коллектор - линейная, без характерных отставаний в усилении сигнала.
Чтобы убедиться в этом, я собрал несколько схем. Начал со схемы усилителя М. Дорофеева – полностью на биполярных транзисторах.
Её особенностью является то, что вместо коллекторного резистора в схеме включен транзистор, меняющий свое сопротивление под управлением входного сигнала, то есть, получается транзистор с нагрузкой, изменяющейся в такт с усиливаемым сигналом – так реализовано большое усиление каскада и высокое (до половины мегаома!) выходное сопротивление схемы – то есть реализован источник тока, независимого от входного сопротивления следующего каскада - для его линейного управления!
Деталей для макетирования такой схемы потребуется немного, и сборку можно быстро выполнить объемным навесным монтажом.
Для выходных транзисторов я взял общий радиатор, так как их коллекторы соединены. Площадь поверхности у этого радиатора небольшая, но вполне достаточная, чтобы безопасно для транзисторов продемонстрировать работу схемы. Конечно, я применил термопасту для улучшения теплового контакта. Для транзисторов предоконечного каскада я тоже использую радиаторы, но с меньшей поверхностью и раздельные для каждого транзистора. В результате, схема получилась достаточно компактной. В качестве источника питания усилителя использую два аккумулятора по 4 вольта - со средней точкой. А вместо громкоговорителя - проволочный самодельный резистор на 4 ома. Усилитель в собранном виде готов к проверке.
Вся настройка усилителя заключается в установке на его выходе нулевого постоянного напряжения относительно средней точки питания, говорящего о симметричной работе каскадов. Запас регулировки подстроечным резистором R3 - достаточно большой.
А теперь – самое интересное! На вход усилителя подаю сигнал с генератора и посмотрю, что будет на выходе усилителя. Картинка на осциллографе абсолютно ровная, симметричная без характерных искажений «ступенька».
Конечно же я снял амплитудно-частотную характеристику этого усилителя. К сожалению, она получилась не такой красивой, как в статье автора усилителя, но абсолютно линейной, лишь с небольшим подъемом после 10 килогерц и завалом после 20 килогерц.
Усилитель мне понравился простотой схематического решения и простотой сборки. Регулировка – тоже не вызвала затруднений.
Для желающих повторить схему, собранную мною, привожу ее с номиналами деталей для более низкого, чем у Автора питания. А желающие более подробно ознакомиться с этой схемой и ее детальным описанием могут обратиться к статье «Режим «В» в усилителях мощности ЗЧ» в журнале «Радио» №3 за 1991 год или посмотреть процесс сборки и проверки макета усилителя на моем канале YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=nV6CKZ9prFA).
В продолжении своей статьи, Автор предложил измененный вариант этой же схемы – с операционным усилителем вместо первого каскада.
Так как выходные каскады усилителя уже собраны, то мне остаётся только заменить первый каскад предыдущей схемы на операционный усилитель, усиливающий входной сигнал по амплитуде, и усилитель звука – готов!
В качестве нагрузки усилителя во время теста – вместо громкоговорителя - я использую самодельный проволочный резистор на 6 ом, и запитаю усилитель от двух аккумуляторов по 12 вольт 7 ампер – мощности которых достаточно для теста усилителя.
Подключу вольтметр на выход усилителя – параллельно нагрузке, включаю питание и подстроечным резистором R5 в цепи балансировки операционного усилителя попробую установить нулевое напряжение на выходе усилителя. В результате регулировки получилось 14…15 сотых вольта – в общем, неплохо.
Но, в следующий момент произошел маленький бадабум,
напряжение на выходе усилителя упало до нуля, а в мощных транзисторах появились…
вот такие дыры! Результат – вполне ожидаемый, так как в том случае, когда пара выходных транзисторов окажется открыта одновременно, через них потечет сквозной, ничем не ограниченный ток от пары источников питания…
Кристалл транзистора резко и сильно разогреется, пластиковый корпус не выдержит теплового расширения и разрушится – что и было получено в качестве дыры над местом расположения кристалла транзистора.
Очевидно, что величины резисторов, стоящих в базовых цепях предоконечных транзисторов и обеспечивающих начальное смещение их рабочих точек, выбраны мною неверно, что и привело к открытию обоих транзисторов одновременно.
А теперь, я буду правильно настраивать усилитель, чтобы не допустить бесполезной порчи его деталей.
Заменю сгоревшие транзисторы, в цепи эмиттеров временно установлю мощные резисторы, ограничивающие ток через открытый транзистор на допустимом для него уровне (а можно установить и обычные лампы накаливания на 12 вольт, достаточной мощности). Нагрузочный резистор тоже заменю на резистор большего номинала, например, 100 Ом. Это защитит выходные транзисторы от перегрузки. Заменю пару резисторов в базовых цепях предоконечного каскада (R7 и R8) на один подстроечный резистор. В цепь питания усилителя включу амперметр для измерения тока покоя усилителя – то есть того тока, который протекает через усилитель без входного сигнала.
Включаю питание, исходный ток через усилитель 0,4 ампера - многовато. Потребляемая бесполезная мощность – около 10 ватт! Попробую установленным подстроечным резистором минимизировать этот ток. Мне удалось добиться величины 0,03 ампера, то есть, усилитель без входного сигнала потребляет 0,7 ватта.
Величина сопротивления подстроечного резистора получилась 439 Ом. Таким образом, каждый из базовых резисторов должен быть 220 Ом, а не 620, как в исходной схеме, то есть, величина начального смещения рабочей точки транзисторов нужна в 3 раза меньшая! И подбирается эта величина для каждых транзисторов индивидуально!
Заменю подстроечный резистор на два резистора нужного номинала и проверяю ток покоя усилителя. Вижу те же 3 сотых ампера.
Входную часть схемы усилителя я собрал с использованием микросхемы КР544УД2 – эта микросхема одна из рекомендованных к применению Автором усилителя. Для правильной работы микросхемы, как, впрочем, и для цепи смещения рабочей точки оконечных транзисторов требуется стабилизированное напряжение. Я использую 2С156А, разброс выходных стабилизированных напряжений оказался 15 сотых вольта. Такой точности стабилизации напряжения для усилителя вполне достаточно. Постоянное напряжение на выходе усилителя 0,14…0,15 вольта.
В собранном навесным монтажом виде, усилитель выглядит весьма несложным и простым в повторении. Конечно, для его нормальной работы детали необходимо расположить на печатной плате, но цель этой статьи – не сборка красивого, вылизанного усилителя, а тест конкретного схематического решения усилителя.
На частоте 1 килогерц произвожу оценку параметров усилителя. При увеличении амплитуды входного сигнала: на 22,5 вольтах размаха синуса - выходной сигнал ограничивается практически симметрично, это говорит о правильно выбранной рабочей точке усилителя и высоком КПД, ведь ограничение начинается на 22…23 вольтах при общем питающем напряжении около 25 вольт. А размах синусного сигнала на входе усилителя - только 5 сотых вольта – 5 милливольт! То есть, коэффициент усиления этого усилителя получился 450! Ну, с этим я немного перебрал… Конечно, ведь коэффициент усиления использованной микросхемы от 10 до 20 тысяч… и граничная частота – десятки мегагерц…. Нужно было взять микросхему попроще…
Амплитудно-частотная характеристика усилителя получилась практически линейная во всем звуковом диапазоне. Отклонения - незначительные.
В процессе настройки усилителя я добавил блокировочные конденсаторы параллельно стабилитронам, конденсатор в коллекторной цепи выходных транзисторов, я исключил, так как он слишком заваливал амплитудно-частотную характеристику на высоких частотах. Ножки питания микросхемы я соединил конденсатором 15 сотых микрофарады, но возможно он не понадобится при нормальном монтаже усилителя на печатной плате. Это – всего лишь некоторые способы борьбы с возбуждением усилителя на высоких частотах.
Таким образом, я получил идеальную картинку на экране осциллографа – красивый, симметричный синус, без искажений, без ограничений, без ступенек… Практически линейная амплитудно-частотная характеристика.
А дальше – следует бесконечное стремление к красоте – подбор параметров корректирующих цепей так, чтобы убрать возбуждение усилителя, не ухудшив его частотную характеристику. Микросхема операционного усилителя так же обвешана корректирующими цепями, что вместе с огромным коэффициентом усиления и отличным быстродействием позволяет получить хороший результат.
При конструировании усилителей звука, основная задача – достоверно воспроизвести звуковой сигнал…
С низкочастотным и плавно изменяющимся звуком проблем не возникает. Некоторые проблемы уровня звука есть на границах слышимого диапазона, но они легко решаются с применением современной элементной базы – что мы и видели на примере собранного усилителя.
Характерный «транзисторный звук» тоже легко устраняется правильным управлением транзисторами – об этом я уже рассказывал в нескольких статьях.
А вот с короткими резкими звуками, например, капли дождя, стучащие по металлу, трели и щебет птиц, звуки некоторых ударных музыкальных инструментов, возникают серьезные проблемы. Если сигнал на выходе усилителя не успеет повторить входной сигнал из-за малой скорости нарастания фронта сигнала усилителя, то перечисленные звуки мы просто не услышим. В лучшем случае, мы услышим некоторое бубнение.
Поэтому высококачественные усилители имеют в своих характеристиках параметр «скорость нарастания выходного сигнала» - Как правило это вольты за микросекунды. Но точно так же важна и скорость спада выходного сигнала.
А лучшей моделью такого сигнала и является прямоугольный импульс, дающий наглядную возможность оценить и измерить скорость нарастания и спада выходного сигнала усилителя.
А если учесть то, что прямоугольный импульсный сигнал достаточно точно описывается суммой первой, второй и третьей гармоник основной частоты сигнала, то по моменту начала и характеру искажения прямоугольного импульса можно легко оценить диапазон воспроизводимых усилителем частот. И наоборот, по началу завала амплитудно-частотной характеристики усилителя можно точно сказать до какой частоты воспроизведение звука будет действительно достоверным. Однако, сейчас к таким проверкам практически не прибегают, чтобы скрыть дефекты, порождающие неестественный звук усилителя.
Но ведь без этого теста не видно, ЧТО именно настраивать, а на слух выполнить нужную настройку практически невозможно!
Таким образом, гарантированная линейность амплитудно-частотной характеристики до 20 килоГерц гарантирует только достоверность воспроизведения до 6..7 килогерц – то есть речевой диапазон и некоторые музыкальные инструменты но не более!
И, в качестве небольшого итога по сборке и тестированию усилителей класса «В», я соберу еще один усилитель – также хорошо известный многим. Это – суперлинейный усилитель А. Агеева (статья «Усилительный блок любительского аудиокомплекса», журнал «Радио» 1982г. №8).
Этот усилитель по праву считается «Классикой», так как в нем транзисторы используются исключительно в соответствии с их назначением – для регулировки или как говорят «усиления» протекающего через них тока. Именно поэтому транзисторы в схеме усилителя включены по схеме с общим коллектором – то есть сигнал подается на базу, а снимается с эмиттера. При таком включении транзистор работает в линейном режиме и не создает искажений сигнала.
Но как же быть с усилением сигнала по амплитуде, ведь эмиттерный повторитель передает сигнал на выход даже с небольшим ослаблением по амплитуде!
А необходимое усиление по амплитуде дает предварительный усилитель на операционном усилителе, усиление по току до необходимой величины создает усилитель тока на транзисторах.
Не получится, скажете Вы! Ведь амплитуда выходного сигнала любого операционного усилителя меньше напряжения его питания, которое меньше нужной амплитуды сигнала для оконечных каскадов усилителя! А эта проблема - питание низковольтного операционного усилителя - очень оригинально и красиво решена в усилителе А. Агеева.
Но, обо всем – по порядку. Начну сборку усилителя и рассказ о нём! Собирать я буду не самую первую схему, а вторую, немного доработанную Автором.
Для сборки усилителя потребуется совсем немного деталей. Однако, для хорошего усилителя транзисторы и микросхемы должны быть только в метало-керамических корпусах! Это советует и Автор усилителя, так как при работе усилителя транзисторы сильно нагреваются. Радиатор охлаждения должен быть достаточно большой, чтобы надежно обеспечить отвод тепла.
На общем радиаторе я размещаю пару транзисторов: оконечный и предоконечный из второго плеча усилителя. Этим достигается отличная термокомпенсация тока покоя при условии хорошего теплового контакта между транзисторами, обеспечивающего хорошую термостабильность усилителя. Радиаторы соединяю через изолятор, так как на одном радиаторе плюс питания, а на другом – минус.
В собранном виде оконечные каскады усилителя выглядят вот так. Полезное замечание! При компоновке деталей усилителей на печатной плате нужно учитывать способ изготовления многих резисторов – в виде нескольких витков проводника. Такой резистор представляет заметную индуктивность на высоких частотах, и при близком расположении входных и выходных цепей, возможны паразитные связи через взаимоиндукцию, приводящие к возбуждению усилителя. Многие замечали, что усилитель, прекрасно работающий в объемном монтаже - возбуждается, собранный на печатной плате. Выход простой! Располагать входные и выходные цепи на максимальном расстоянии, резисторы по возможности ставить перпендикулярно друг к другу и не забывать о необходимой толщине соединительных проводников и возможно больших расстояниях между ними.
Теперь все готово для тест-драйва оконечных каскадов - усилителя тока. Включаю усилитель и измеряю постоянные напряжения. На входе усилителя 0,01 вольта, а на выходе – 0,47 вольта - почти полвольта.
На эмиттере VT1 – 0,14 вольта. То же на базе VT3. На базе VT2 – 0,04 вольта. На его эмиттере – 0,65 вольта. На базе VT4 – 0,64 вольта, а в его эмиттере – 0,47 вольта.
Для контроля, измеряю напряжения питания усилителя. Минусовое плечо - напряжение минус 13,17 вольта, а плюсовое плечо - плюс 12,65 вольта. То есть, получился небольшой перекос питания - около полу вольта. Возможно, поэтому и перекосило выход усилителя - на те же полвольта…
Ток покоя усилителя – 90 миллиампер. Потребление тока верхним и нижним плечами – симметричное. Ток покоя можно изменить резисторами R21, R22 и R23, R24.
Включаю усилитель с поданным на вход сигналом 1 килогерц. На выходе – отличный синус размахом 8 вольт. На входе усилителя точно такой же синус, уменьшение амплитуды сигнала не заметно! Видим те же 8 вольт. Большей амплитуды сигнала, к сожалению, не дает мой функциональный генератор. Это - уже отмеченная мною проблема операционных усилителей – при питании 12 вольт - неискаженный выходной сигнал не более 8 вольт.
Теперь, импульсный тест. Начинаю с самых низких частот. Здесь, ожидаемо – чудесная форма импульсов – крутые, не видимые на осциллографе фронты. В килогерцовом диапазоне – тоже все отлично! Десятки килогерц – и здесь без проблем никаких завалов фронтов и искажений…
И на границе моего генератора – на 110 килогерцах - импульсы по-прежнему прямоугольные! Что, собственно, и ожидаемо для транзисторов, рассчитанных на работу в мегагерцовом диапазоне.
Теперь определяю входное сопротивление усилителя – это очень просто! Припаяю на вход усилителя резистор 15 килоОм, то есть получается схема с последовательным включением резисторов: тестового 15 килоОм и входного сопротивления усилителя. Через них протекает один и тот же ток. Падение напряжений будет пропорционально сопротивлению. На тестовом сопротивлении размах синусного напряжения 5 вольт, на входе усилителя – 1 вольт. Таким образом, сопротивление входа усилителя в 5 раз меньше тестового резистора, то есть, 3 килоОма. Что вполне годится в качестве нагрузки для тех операционных усилителей, у которых сопротивление нагрузки не должно быть меньше 2-х килоОм.
А теперь, посмотрю сигнал на выходе усилителя вблизи перехода синусоиды через ноль. График ровный без разрывов и изгибов даже на пределе в одну десятую вольта на клетку.
Отличительная особенность усилителя — предельная простота и высокая температурная стабильность, позволяющая эксплуатировать транзисторы выходного каскада при температуре переходов, близкой к предельной. Выдержать это может только метало-керамика!
А в конце статьи - Вас ждет интересный эксперимент, показывающий как правильно выбирать транзисторы для усилителя.
Осталось собрать предварительный усилитель – усилитель напряжения, благодаря которому и сможет работать усилитель тока.
Итак, через несколько минут усилитель напряжения готов!
Выглядит он так. Микросхема операционного усилителя установлена на панельке, к которой припаяны детали, обеспечивающие рабочий режим микросхемы и… отдельный стабилизатор для питающего микросхему напряжения. В нём есть маленький секрет, о котором я подробно расскажу в процессе тест-драйва усилителя.
Сначала проверяю усилитель напряжения отдельно от оконечного усилителя. На выходе микросхемы постоянное напряжение 0,01 вольта. Отличный результат!
Измеряю параметры усилителя на частоте 1 килогерц. Установлю максимальный сигнал на входе микросхемы - такой, чтобы выходной сигнал не искажался. Получаю на выходе размах синусного сигнала - 11 вольт, при питании микросхемы 14 вольт. Величина входного сигнала – 6 вольт. Получается коэффициент усиления по напряжению чуть меньше двух. А коэффициент использования напряжения – около половины. Однако, видим, что амплитуда выходного сигнала операционного усилителя намного меньше нужной амплитуды для усилителя тока!
Попробую увеличить коэффициент усиления предварительного усилителя. Заменю резистор R13 на больший, уменьшив этим отрицательную обратную связь усилителя. Коэффициент усиления получился около 17.
Теперь настало время посмотреть амплитудно-частотную характеристику предварительного усилителя. Начну с самых нижних частот и плавно двигаюсь к десяткам килогерц. Амплитуда выходного сигнала не меняется во всем слышимом звуковом диапазоне. А посмотрим, что на более высоких частотах? До 35 килогерц – та же амплитуда сигнала, а с 37 килогерц начинается резкий спад амплитуды. Очевидно, что это работа корректирующей цепочки R10-C9 предусмотренной для исключения самовозбуждения усилителя на ультразвуковых частотах.
А теперь – импульсный тест. Посмотрим возможности усилителя на микросхеме 544УД1А. Начну, исключительно для порядка, – со ста герц. Вполне ожидаемо – форма импульсов – отличная! Двигаюсь дальше! После 8 килогерц начались заметные проблемы с завалами фронтов. А на 13 килогерцах сигнал скруглился почти до синуса. По результату синусного теста проблемы должны были начаться с частоты 37, деленной на 3, то есть, с 12 килогерц. Именно это и подтвердил импульсный тест!
Дальше – еще печальнее. После 20 килогерц выходной сигнал выродился в синус, который начал резко уменьшаться по амплитуде с ростом частоты.
Разорву корректирующую цепь R10-C9. Быстро пробегу низкочастотный диапазон – ожидаемо, форма выходного сигнала – отличная. И вот, приближаюсь к критической частоте 12 килогерц. Форма импульсов – вполне пристойная, с небольшими скруглениями фронтов, но всё-таки – прямоугольные. И только на 28 килогерцах входной прямоугольный сигнал превратился в почти треугольный на выходе. А это значит, что синус будет практически достоверно воспроизводиться до частот 28, умноженные на 3 получаем 84 килогерца! То есть видим, что простор для подбора корректирующей цепи – огромный!
А вот, и радостный момент. Всё собрано, усилитель напряжения подключен к усилителю тока – вся схема в сборе! Первое включение! Небольшой бросок напряжения, устанавливаются рабочие режимы… Произошло то, что мы обычно слышим, как хлопок при включении усилителя. Но, все мгновенно входит в нормальный режим. Напряжение на выходе усилителя 0,02 вольта. Полностью безопасно для громкоговорителей.
Увеличиваю амплитуду входного сигнала, чтобы оценить момент начала ограничения сигнала и его симметричность. И вот, при размахе синусного сигнала около 20 вольт начинается ограничение и искажение сигнала отрицательной полуволны. А еще через полвольта ограничивается и верхняя полуволна.
При питающем напряжении 25 вольт с небольшим перекосом средней точки - результат хороший! Коэффициент использования напряжения восемьдесят процентов - неплохо. При этом, размах напряжения на входе усилителя около 4 вольт. Коэффициент усиления по напряжению – около 5. Так за счет чего же получаются такие отличные результаты? КАК операционный усилитель, питающийся от 14 вольт, и имеющий на выходе сигнал не больше 11 вольт смог дать усилителю тока целых 20 вольт, то есть в 2 раза больше своих технических возможностей? Вот именно в этом и есть суть решения А.Агеева!
Измеряю осциллографом напряжение на стабилизаторе микросхемы. Что же мы видим? Напряжение стабилизатора не фиксированное, а отслеживает выходное напряжение усилителя и смещается в зависимости от него почти на 10 вольт!
То есть получается, что операционный усилитель, благодаря эффекту слежения питающего напряжения, усиливает только небольшой фрагмент сигнала! Что в результате и дает такой большой выигрыш в выходном напряжении.
Это и есть то самое оригинальное и красивое решение А.Агеева, позволяющее использовать низковольтные операционные усилители в достаточно высоковольтных схемах. Величина сдвига питающего напряжения определяется делителем R20-R27, напряжение с которого подается в среднюю точку стабилизатора.
Посмотрю какая амплитудно-частотная характеристика у собранного усилителя. Начну с нижней границы – около 17 герц – хороший ровный синус и так – до десятков килогерц! А вот с сорока килогерц наметилось некоторое увеличение амплитуды сигнала, а после 68 килогерц - амплитуда плавно уменьшается. Теперь понятно назначение корректирующих цепочек R10-C9 и R13-C11, дающих завал высших частот предварительного усилителя.
Пришла очередь для импульсного теста этого усилителя! Включаю питание усилителя, и начинаю с 90 Герц. Импульсы на выходе – отличные! И так продолжается до 38 килогерц. Здесь сигнал на выходе приобрёл некоторую скруглённость форм…
А если отключить корректирующую цепочку R10-C9? На входе усилителя 111 килогерц импульсного сигнала, а на выходе…. Ну, почти правильные импульсы, только со слегка скругленными верхушками.
Посмотрю, как поведет себя усилитель без коррекции на вернем диапазоне частот. Частота импульсов – 12 килогерц. Постоянное напряжение на выходе усилителя 0,01…0,02 вольта.
Увеличиваю частоту, и вот с 70 килогерц при таких же прямоугольных импульсах на выходе, постоянное напряжение усилителя стало резко увеличиваться… 0,2 вольта, и скачком до 2-х вольт. Снижаю частоту – усилитель возвращается в нормальный режим. Повторяю эксперимент…. Да, 70 килогерц прямоугольных импульсов – критическая частота, на которой усилитель теряет устойчивость… нагрузочный резистор дымится. Но, как говорится, кто же будет использовать усилитель звука в таком режиме!
И в завершение, я проведу наглядный эксперимент, показывающий как правильно выбирать транзисторы для усилителя. Включаю усилитель, подаю синусный сигнал – частота около килогерца. Форма выходного сигнала – отличная. Увеличу входной сигнал… и вот, с 2 вольт начинаются чудеса.
На нижней полуволне на максимуме сигнала появилась гребёнка. А во всём килогерцовом диапазоне – зубцы… Это и есть возбуждение усилителя. Посчитав зубцы гребенки, можно определить частоту возбуждения усилителя… Что же является причиной такого чуда?
А причина – элементарно простая!
Специально для этого теста я заменил один выходной транзистор в усилителе тока на другой, похожий! Такой же германиевый, с таким же максимальным током, такой же коэффициент передачи тока… Всё подбирал специально! Транзистор тоже в метало-керамике. НО! Транзистор (П210) разработан НЕ для усилителей звука, а совершенно для других целей! И такой наглядный результат! Так как же узнать, какой транзистор можно использовать? Пути – два. Первый… – метод проб и ошибок, то есть метод "научного тыка". Поставил…, посмотрел…, не работает… = заменил – поставил другой. Второй метод – читать документацию на транзистор. Не обычные даташиты и паспорта … - там нужной информации скорее всего нет… А читать нужно документацию разработчика. В Советском Союзе это были – Руководящие Технические Материалы – РТМ. Сейчас встречаются расширенные листы данных, где кроме циферок параметров есть графики, схемы включения, а самое главное – технология изготовления и назначение транзистора. Это поможет Вам избежать разочарований от неработающей схемы.
Собранная мною модель усилителя А. Агеева на 4-х Омной нагрузке дает амплитуду синусного напряжение 10 вольт, что соответствует пиковой мощности 25 ватт! И это – при питании от 2-х 12 вольтных аккумуляторов.
При абсолютно линейной Амплитудно-Частотной Характеристике!
Желающие подробнее ознакомиться с описанием этой схемы, могут обратиться к оригинальной статье А. Агеева.
А желающие увидеть процесс сборки и тестирования усилителей, о которых я рассказал в этой статье - могут посмотреть видео на моем авторском Канале YouTube:
О первом усилителе М. Дорофеева - https://www.youtube.com/watch?v=nV6CKZ9prFA,
О втором усилителе М. Дорофеева - https://www.youtube.com/watch?v=CZghIUa2E0Uи https://www.youtube.com/watch?v=KXlQ_9X6VSI,
Об усилителе А. Агеева https://www.youtube.com/watch?v=oLSkT-TfOl0 и
https://www.youtube.com/watch?v=CSGJnu-sx_k
Возможно, Вас заинтересует и весь плейлист «Усилители звука» - https://www.youtube.com/watch?v=UMNCu5HyBEA&list=PL_z4mCtOc52OFxlK-Y-4uxzOe4HKtcwGn