В СССР было много хорошего и даже прекрасного! ГОЛОДНЫХ НЕ БЫЛО по крайней мере во времена Леонида Ильича Брежнева. Предыдущие годы я не познал, так как родился в аккурат в год его воцарения! Правда бабушка любила говорить, когда я плохо ел, критикуя бедноватый ассортимент советской пенсионерки: "Мы в твоём возрасте ели один хлеб и тот не досыта!". Её родители умерли в от голода. Она много лет жила в детдоме помню у неё в кладовке до 8-десятых годов стояли мешки с сухарями на "чёрный день", над чем мы всей семьёй подшучивали.
Вообще взрослые, особенно всякие "партейные" на пенсии любили осякать, наши запросы. Когда глупым советским детям, как проклятым плохишам, хотелось вкусной колбаски, сгущёнки или ещё и шоколадных конфет... (конечно всё это мы видели, но редко) Нам рассказывали , как в буржуйских странах, дети не ходят как мы, чистенькие в школу,
а сидят шишма, не жрамши во всяких трущёбных хибарах и под мостами не мытые в ободранных одёжках.
Я мы в это свято в это верили! Бывало заходил разговор про капиталистические страны и все мы готовы были молится богу, которого нет, от радости, говорили друг другу: "Как хорошо что мы родились в СССР как хорошо!" Или возникал вопрос кто бы отважился прожить в США хотя бы сутки. Все были в ужасе! Ни кто не хотел. Один из главных аргументов был: "Там убьют и убийц не найдут!" Почему то больше всего нас пугало, что не найдут! Понятно дело там нет таких умных, добрых, красивых, ЗНАТОКОВ милиционеров а кругом мафия и гангстеры с автоматами. Что интересно в наших детских головах как бы всё сплелось во вне временной клубок: рабы древнего мира, костры инквизиции, гибнущие оборванцы парижской коммуны, ловкие прикольные индейцы в пёрьх, гибнущие от пуль наглых, самоуверенных, бледнолицых, конечно же немецкие фашисты, колонизаторы вечно голодной Африки, злая американская военщина, Сомоса с Пиночетом. Всё это там в ужасной загранице!
И, по сравнению с этими ужасами какие то наши родные не хватки недостатки, казались такими не важными. Бывало ведёт меня отец из садика через нашу Площадь, место где в нашем районе сосредоточены магазины и прочие хозкульт заведения. Рядом с остановкой автобуса часто сидели старушки, нищенки. Папа обычно давал мне копеек 20 и говорил иди отдай бабушке. Старенькая сухонькая бабушка в какой-то замызганной, не поймёшь из какой материи сделанной, не знаю как правильно называть. Типа кацавейка что ли? Бабушка брала монетку и стандартно благодарила:" Дай тебе Бог здоровья. Расти большой" Мне было жалко бабушку и немного противно от её лоснящейся одежды и запаха... Один раз я спросил Папу: А почему бабушка просит деньги? Он сказал: Видимо бабушка из одной ближайших деревень. ( Через площадь ходили автобусы в ближайшие деревни) пенсии там очень маленькие. Видимо бабушке не хватает. Мы шли дальше, мимо гастронома, возле которого вечно толпилась стайка местных алкашей. С крестиками из лейкопластыря на битых мордах и с забинтованными грязными бинтами руками. Тут же тёрлись опустившихся ободранные старики. Тусовка уже "поддав" жаждала общения и продолжения банкета! Идти промеж них было было неприятно и боязно. Заходили гастроном. Там было несколько отделов. Прямо мясной отдел, в те времена ещё висели на покрашенных тёмно-зелёной краской стенах карты-схемы разруба туши коровы и свиньи.
Но на прилавках обычно лежали головы и ноги. Если привозили мясо то обычно стояла огромная очередь. Люди после 8 часов работы стояли за мясом. За прилавком был высокий сильно порубленный вонючий от гнилой крови пень, на котором дядька в грязно белой курточке, его, мясо, мастерски рубил. Искусство рубщика состояло не в том, что бы чётко соответствовать карте разруба а в том, что бы с наружи было мясо а внутри большая тяжёлая костомага! Которая обнаруживалась уже дома при попытке нарезать мясо на гуляш например. Не приведи господи было вякнут: "А можно мне другой кусочек отрубите" Огребали подобные гады Сперва от продавщицы в таком же белом и грязном халате: Ты чё тут мне ковыряться будешь? Рубщик добавлял как все ж таки пролетарий матерком! А очередь вообще могла убить! Так что все смирно ждали уповая на судьбу, кому чего попадётся. Элегантно решался вопрос упаковки. Посреди магазина на полу стоял рулон серой обёрточной бумаги. Грузчики резали её на квадратики ножом и разносили по отделам. В эти листы упаковывалось всё. Сахар, рыба, мясо, сухари... Всё. Налево был отдел рыбный, в принципе почти всегда был минтай, мойва иногда хек, морской окунь это уже было деликатесом. Помню был отдел, не знаю как назвать, где было много консервов из которых любили строить такие горы, пирамиды.
Консервные банки были яркие, пирамиды были почти до потолка и в общем это вызывало чувство изобилия товаров.
Отец брал в основном сигареты, чай, сахар. За этим очередь была совсем не большая, человек 7-10 ерунда! Потом мы шли мимо овощного магазина из которого несло кислятиной, рядом был вино-водочный со своей компашкой алкашей дальше хлебный. Это был узенький магазин, со стеной из косых полок, в которые кто-то невидимый подкладывал булки хлеба, иногда в одну из полок нарезные батоны. А в самую последнюю рожки, которые мы дети так любили есть с молоком.
На верёвке висела двурогая вилка похожая на оружие для выкалыванья глаз. Как в фильме:" Земля Санникова"
Но хлеб простые советские люди всё равно проверяли на чёрствость сжимая большим и указательным пальцами.
А рядом с хлебным было классное заведение! Краеведческий музей. Мы бывало заходили туда с отцом. Чего только там не было. Коллекции красивых камней, муляжи огромных самородков золота, которые нашли буквально в черте нашего города, чучела разных животных от белок до лосей и огромного медведя метра 2 высотой с открытой пастью. Была экспозиция как при царе издевались на простым народом. Ржавые кандалы, батоги и картины с висящими подвешенными за ребро мужиками. Так что, проблемы советской, нищей бабушки, казались чихнёй по сравнению с тем кошмаром. Выйдя довольные, просветлённые и немного уставшие. Мы шли домой через переулочек,
куда выходили выгребные ямы туалетов, стоящих фасадами на соседнюю улицу многоквартирных не благоустроенных с туалетами через двор с дровами "Жаковских" домов. Пованивало. Но переулок был короткий. В кустах валялся пьяный мужик, в кирзовых сапогах и старом пиджаке. Видимо давали зарплату). Рядом тёрся местный хулиган, со старым ржавым велосипедом, в самодельных клёшах, (Предмет модного прикида тех времён, некоторые пацаны клёши делали сами, распарывали внутренний шов штанины и вставляли клин из ткани, иногда нее сильно похожий по цвету. По низу брюк, либо пришивали старые металлические замки молнии, либо приделывали сплющенные молотком металлические кругляшки, лучше медные. Которые брали на заводах) Хулиган воровато озирался, было было понятно, как только не будет людей, он пьяного обшарит.
Ещё недалеко от дома на берегу городского-заводского пруда на первом этаже многоэтажного дома был книжный магазин. Он делился на два отдела огромный где были книги. Про коммунизм, социализм, всякие сборники речей председателей обкомов, методик комсомольской работы на ферме и т.п. Так подробно я узнал про эту макулатуру позже, когда видел горы этих книг, даже не разу не перелистанными, с не прорезанными страницами. Второй отдел маленький где была литература уже ближе к жизни всякие учебники водителя, разведение яблонь, сельхоз животных и т.д. А на паре полок лежала художественная литература в основном книжки современных писателей. Альманахи: "Охота-Рыбалка" Иногда выбрасывали детские книжки с картинками. Какая ни будь фантастика, приключения была на вес золота в свободной продаже её не было ни когда, до девяностых годов. На прилавке у продавца был шестигранный барабан с билетами моментальной книжной лотереей в которую можно было выиграть подписку на нормальные книги. Но чтобы кто-то выиграл я не слышал.
Чуть не забыл. На нашей площади где когда-то был большой красивый собор, обозревая всё это, стоял памятник Ленину, вокруг памятника был большой заросший сквер, с уютными советскими лавочками. Помните те с бетонными боковинами и сиденьями и спинками из брусков, покрашенными в любимый советский цвет, грязно зелёный конечно. По какому то стечению загадочный законов природы Ленин протягивал руку указуя на вино-водочный магазин. Вторая рука, с кепкой, была опущена вниз и назад как бы указывала на окружающий его сквер. Язвительный народ придумал название монументу:" Брать там - пить здесь!" За сквером был вытрезвитель, это была гениальная логистика, милиционерам не надо было шарашиться по всему району в поисках клиентов. Свои личные и государственные планы они выполняли благодаря Ленинскому скверу!
продолжение следует...
P. S. С благодарностью приму подсказки по грамматическим ошибкам.