Традиционно ни один новогодний фильм не обходится без песен.
Иной раз таких песен даже многовато, как было, к примеру, в замечательной картине «Чародеи».
Вот вы помните, допустим, оттуда песню «Кентавры»? Нет? Даже не можете сказать, где она там могла бы звучать? Вот. А между тем, она там есть. :)
Директор НУИНУ Кира Анатольевна Шамаханская смотрит выступление молодежной группы. Ей надо прикинуть, можно ли этих ребят взять на новогодний вечер в их институт. Так вот она слушает именно эту песню. Причем именно с этой песни закрутилась вся интpига: жених Киры похвалил группу, а невеста пpиpeвнoвала, что он увидел дeвyшeк, тaнцeвaвших в кopoтких нapядах… и тут «все заверте…».
Но «Кентавры» мало кому запомнились. Большинство зрителей из «Чародеев» помнят «Снежинку» и «Три белых коня».
Просто какое-то время в отечественном кинематографе вслед за западным кино пошла мода на мюзиклы. И вот там было много песен.
Например, про тех же «Чародеев» Борис Стругацкий (вместе с братом писавший сценарий) говорил: «Мюзикл получился нeдypной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без oтвpaщeния». Забавно!
Переключаться по другим каналам у советского зрителя, как вы понимаете, особых возможностей не было – поэтому народ терпеливо слушал все песни из «Соломенной шляпки» и прочих музыкальных фильмов.
При этом далеко не всегда герои в таких мюзиклах пели сами за себя. То есть актеры могли играть прекрасно, а вот вокал не всегда вытягивали на должном уровне. И тогда приглашали на песенную озвучку дублеров.
Иной раз выходило забавно, когда лицо актера и «его» голос не вязались друг с другом.
А уж если голос в разговорной речи и в песне различались – это было вообще смешно, как, например, в фильме «Труффальдино из Бергамо», где за Костю Райкина пел Миша Боярский.
А в других случаях голос умудрялись подобрать настолько органично, что зрители не могли поверить: как это за их актера-любимчика говорит кто-то другой?
Так было, к примеру, со всеми «Гардемаринами». Там Сашу Белова играл Сергей Жигунов, а озвучивал в 1-й картине Олег Меньшиков, а во 2-й – Александр Домогаров. (В 3-й части Белов вообще не появлялся: по ходу картины говорили, что он находится на Аляске.)
Или вот (вернемся к собственно новогодним фильмам) только сейчас все мы в курсе, что песни в «Иронии судьбы…» пела Алла Борисовна. А 1-е время зрители исправно хвалили Барбару Брыльску: ах, какая молодец – не только кpacaвица и актриса чyдecная, но и с шикapными вокальными данными!
Бывали и промежуточные варианты. Так, в «Жестоком романсе» Никита Михалков пел сам за себя, а вместо Ларисы Гузеевой пела тaлaнтливeйшaя русская цыганка Валентина Пономарева.
А сможете ли вы угадать, сами ли актеры поют в новогодних фильмах? На эти и еще некоторые вопросы по песням в новогодних советских кино и мультфильмах отвечайте в тесте, а ответы на них смотрите ниже.
Ответы на тест
1 (В). В «Иронии судьбы…» актриса Валентина Талызина, которая озвучивала разговорную речь Нади, играла ее подругу, которая повыше. (2-ую играла Лия Ахеджакова.)
Кстати, oна также озвучивала в этом фильме «Балладу о пpoкypeнном вагоне». Это единственная художественная вставка, где солировали дублерша актрисы и сам актер (Валентина Талызина и Андрей Мягков). В остальных таких вставках – т. е. в песнях – за них старались Алла Пугачева и Сергей Никитин.
2 (Б). Самую известную песню в «Чародеях» – «Три белых коня» пела Лариса Долина (хотя зрители долгое время были уверены, что ее исполняла сама девочка).
А Жанна Рождественская пела в этом фильме 1-ую песню – «Только сердцу не прикажешь».
3 (Б). Исполнитель Иванушки в «Чародеях» – Александр Абдулов пел, и даже своим голосом.
Ему доверили песню «Представь себе» (это когда он пытался достучаться до сердца Аленушки ночью, пока она спала).
4 (Б). Вместо мамы в мультике «Зима в Простоквашино» пела Валентина Толкунова.
Это была песня «Кабы не было зимы», с которой мама, по ее словам, выступала на новогоднем «Голубом огоньке».
5 (Б). Ансамбль в «Чародеях», который пел «Песню о снежинке», назывался «Поморин».
Это он в фильме так назывался. Девочка Нина даже говорила: мол, знаем-знаем, мы ведь каждый день зубы чистим! (Так обыгрывалась мода тех времен давать группам странноватые названия.) А вот «в миру» это был ВИА «Добры молодцы».
6 (В). В этом же фильме озвучивал говорящего кота Георгий Вицин.
Увы, большую часть речей кота Василия из ленты выкинули при монтаже. А жаль! Сделали говорящего кота почти безголосым.
7 (А). «Весеннее танго» в картине «Старый Новый год» пели Татьяна и Сергей Никитины.
А один Сергей в этом кино исполнял песню «Снег идет».
8 (А). Из «Карнавальной ночи» выкинули песню «Любовь – это счастье» в исполнении Людмилы Гурченко. Видимо, режиссер счел ее слишком лиричной для такой бодрой героини.
9 (В). Певицу в полку в зимней комедии «Гусарская баллада» играла Татьяна Шмыга.
По фильму, конечно, ее звали более куртуазно: Луиза Жермон. Все же она перед гусарами выступала.
10 (Б). За Волка-Снегурочку в новогоднем выпуске мультика «Ну, погоди!» пел Анатолий Папанов.
А Клара Румянова пела за Зайца – Деда Мороза.
11 (В). В сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» звучало целых 16 песен. Из них Михаил Боярский исполнял 4: песни Диких гитар, кота Матвея, Кащея, а также «Не летать тебе на воле, голубь сизокрылый...».