Апеннинский полуостров с древних времен является колыбелью мастеров стиля. Помимо архитектуры, скульптуры и живописи, итальянцы являются лидерами в мире автомобильного дизайна и его бесспорным королем является Pininfarina, стилистический центр в Турине, который отметил свой юбилей в конце мая 2019 года.
Начало Pininfarina Carrozzeria
Прежде чем Battista Farina основал свою компанию в мае 1930 года, он прошел долгий путь, который с самого начала был связан с автомобильной промышленностью. Он родился десятым из одиннадцати детей виноторговца Giuseppe Farina. Из-за того, что он был младшим сыном, ему дали прозвище «Pinin», которое осталось с ним до конца его жизни. В 1961 году он официально сменил фамилию на Pininfarina.
Уже в подростковом возрасте он работал в мастерской своего старшего брата в Турине, которая занималась не только механикой, но и выполняла кузовные ремонтные работы. Именно там Battista, наблюдая за работой своего брата и помогая ему, научился водить автомобили и влюбился в них неизлечимо.
Свою первую работу по дизайну он получил в 18 лет, когда еще не вел свой бизнес. Это был дизайн радиатора для Fiat Zero, производимого с 1913 года, который понравился президенту Agnelliemu больше, чем предложение штатных стилистов компании. Несмотря на этот успех, Farina не остался работать на Туринском автозаводе, а решил уехать в США, где наблюдал за динамично развивающейся автомобильной промышленностью. Вернувшись в Италию в 1928 году, он стал владельцем фабрики своего старшего брата, а в 1930 году, благодаря семье и внешнему финансированию, он основал Carozzeria Pininfarina.
Целью инвестиций было превратить процветающую автомастерскую в фабрику по производству кузовов собственного дизайна как с единичными заказами, так и с заказами на небольшие серии. Таких компаний в то время было много по всей Европе, но в последующие годы Pininfarina все же завоевала большее признание.
Первыми автомобилями, созданные Farina, были Lancia, что совсем не случайно. Vincenzo Lancia инвестировал в Carozzeria Pininfarina крупную сумму и со временем даже стал близким другом. Уже в 1930 году Lancia Dilambda была представлена с новым кузовом под названием «лодочка», которая покорила сердца зрителей и экспертов на конкурсе итальянской элегантности di Villa d'Este, а вскоре привлекла внимание сильных мира сего. Lancia Dilambda с новым кузовом производства Farina заказал Король Румынии, а махараджа Вир Сингх II заказал кузов в том же стиле, но для Cadillac V16 - одного из самых престижных автомобилей в мире того времени.
Pininfarina построила и представила на различных конкурсах элегантности и в автосалонах проекты, основанные не только на итальянских автомобилях (Lancia, Alfa Romeo), но и на автомобилях Mercedes и чрезвычайно роскошном Hispano-Suiza. Однако первые годы больше всего ассоциировались с Lancia. Именно на этих автомобилях проводились эксперименты с аэродинамикой, представив сначала Dilambda, а затем и следующие воплощения Aurelia и Asturia. Закругленные части корпуса и скошенные окна стали визитной карточкой студии.
Довоенный период был временем развития, увеличения занятости и новых проектов. Вторая мировая война остановила работу Туринского завода. По окончании военных действий и после того, как завод был восстановлен, Battista и его команда вернулись к работе. В 1947 году была представлена Cisitalia 202, первый дорожный спортивный автомобиль итальянской гоночной конюшни.
Новый дизайн студии отличался от довоенных достижений. Создавалось впечатление одной глыбы, стройной, не связанной стыками и изгибами. Если в то время кто-то не знал о репутации Pininfarina, то на момент дебюта этой модели у него уже не было каких-либо иллюзий. Автомобиль поражал, как и более поздние лучшие проекты для Ferrari. Неудивительно, что в 1951 году он попал в Нью-Йоркский музей как один из самых красивых автомобилей в истории автомобилестроения и был назван скульптурой на колесах. Cisitalia 202 поступил в малосерийное производство. Было создано всего 170 автомобилей.
Вскоре после окончания колледжа в 1950 году к Battista присоединился его сын Sergio, который взялся за разработку многих знаковых проектов.
Сотрудничество Pininfarina и Ferrari
История отношений Pininfarina и Ferrari началась с своего рода тупика. В 1951 году Enzo Ferrari пригласил Battista Farina в Модену, на что тот ответил встречным предложением посетить Турин. Оба джентльмена не хотели соглашаться на поездку. Возможно, начало сотрудничества так и не состоялось бы, если бы не Sergio Pininfarina, который предложил решение, не раскрывающее статус любого потенциального подрядчика. Джентльмены встретились в ресторане на полпути между Турином и Моденой, в результате чего был подготовлен первый Ferrari с кузовом Pininfairna - модель 212 Inter Cabriolet. Так началась история самого известного сотрудничества между дизайнерским центром и производителем роскошных автомобилей.
Изначально у Pininfarina не было эксклюзивного соглашения с Ferrari - кузова готовили и другие итальянские студии, такие как Vignale, Ghia и Carrozzeria Scaglietti.
В 1954 году дебютировал Ferrari 250 GT с кузовом Pininfarina, и были построены более поздние версии 250. Со временем студия стала придворным дизайнером. Туринские стилисты создали такие суперкары, как Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo или более низкие по рейтингу Mondial, GTB, Testarossa, 550 Maranello и Dino. Некоторые автомобили даже производили на заводе Pininfarina, среди которых различные модели Ferrari 330, которые собирались в Турине и затем доставлялись в Маранелло для механической сборки.
Прекрасная история сотрудничества Pininfarina с Ferrari,вероятно, подходит к концу, потому что в настоящее время Ferrari не предлагает никаких автомобилей, разработанных в Турине, а Centro Stile Ferrari отвечает за все новые разработки бренда. Однако официальной позиции по прекращению сотрудничества пока еще нет.
Мир не заканчивается на Ferrari
Несмотря на тесное сотрудничество с Ferrari на протяжении шестидесяти лет, Pininfarina не пренебрегала другими клиентами. В последующие десятилетия она готовила проекты для многих мировых брендов. Стоит упомянуть такие модели, как Peugeot 405 (1987), Alfa Romeo 164 (1987), Alfa Romeo GTV (1993) и Rolls-Royce Camargue (1975). В новом тысячелетии компания начала работать как с китайскими производителями, такими как Chery и Brilliance и автопроизводителями из Южной Кореи Hyundai Matrix, Daewoo Lacetti.
С конца 1980-х годов Pininfarina занимается разработкой дизайна локомотивов, яхт и трамваев. В портфолио студии, среди прочего, дизайн интерьера российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, аэропорта Стамбула, открывшегося в апреле 2019 года, а также дизайн различной бытовой электроники, одежды, аксессуаров и мебели.
Не только дизайн-студия…
С международным успехом Cisitalia признание Pininfarina распространилось за пределы Европы и началось сотрудничество с американскими производителями - Nash и Cadillac. Итальянцы помогли американцам спроектировать Nash Ambassador, а в случае с родстером Nash-Healey Pininfarina не только разработала новый кузов для родстера, производимого с 1951 года, но и произвела его. Это было гвоздем в гроб для самого проекта, ведь история автомобиля началась в Англии, на заводе Healey, где было построено шасси, которое было снабжено двигателем, присланным из США. Частично собранный автомобиль перевезли в Турин, где Pininfarina собрала кузов и отправила готовый автомобиль в Штаты. Сложный логистический процесс привел к высокой цене, что не позволило обеспечить хорошие продажи на конкурентном американском рынке. General Motors совершила эту ошибку несколько десятилетий спустя, но не будем забегать вперед.
Nash был не единственным американским производителем, заинтересованным в производственных возможностях Pininfarina. Компания General Motors решила построить самую роскошную версию Cadillac - модель Eldorado Brougham, построенную в Турине в 1959–1960 годах небольшой партией. За два года производства было построено всего около сотни экземпляров. Это был самый дорогой автомобиль в прайс-листе американской марки - он стоил вдвое дороже обычного Eldorado, что делало его одним из самых дорогих автомобилей в мире. Нимбус роскоши в сочетании с логистической операцией, включающей транспортировку по линии США - Италия - США, а также ручная работа каждого автомобиля сделали Cadillac Eldorado Brougham не самым разумным выбором при поиске просторного лимузина.
В 1958 году Pininfarina открыла завод в Grugliasco, который производил 11 000 автомобилей в год, поэтому производство для американских клиентов было слишком маленьким, чтобы поддерживать завод. К счастью, компания прекрасно гармонировала с отечественными брендами.
В 1966 году было начато производство одного из самых важных автомобилей для компании, Alfa Romeo Spider, который был вторым по величине автомобилем, построенным Pininfarina. До 1993 года было выпущено 140 000 экземпляров. В этом отношении лучше был только Fiat 124 Sport Spider, выпущенный в количестве 200 000 штук в 1966–1985 годах.
Восьмидесятые – время возврата к американской теме. General Motors решила построить Cadillac Allante, роскошный родстер, кузов которого был произведен на совместном заводе в Сан-Джорджо Канавезе, а затем отправлен по воздуху в США для соединения с шасси и трансмиссией. Общие характеристики отрицательно сказались на цене, и автомобиль оставался в производстве с 1986 по 1993 год. Производство закончилось на отметке более 23 000 копии.
Новый завод, тем не менее, не пустовал. Pininfarina выпускала кабриолет Bentley Azure, Peugeot 406 Coupe и Alfa Romeo Brera. Еще один завод был открыт в 1997 году, производя Mitsubishi Pajero Pinin, Ford Focus Coupe Cabrio и Ford Streetka. Итальянцы заключили партнерство с Volvo и построили C70 в Швеции
Сегодня Pininfarina закрыла или продала все свои заводы и больше не производит автомобили для какого-либо производителя, но продолжает предоставлять дизайнерские услуги для различных брендов.
Экономический кризис и обновление
Финансовые проблемы, вызванные событиями на рынке недвижимости и долгосрочными кредитами, отрицательно сказались не только на крупных корпорациях, которым пришлось закрыть целые фабрики и даже бренды, чтобы обезопасить себя от краха. Еще в 2007 году у Pininfarina были серьезные финансовые проблемы и единственным спасением было сокращение расходов и привлечение инвесторов. В 2008 году началась борьба с банками, продолжился поиск инвесторов и реструктуризация, которая завершилась в 2013 году, когда компания впервые за почти десятилетие не понесла убытки. В 2015 году Махиндра принял Pininfarina, но Paolo Pininfarina, который работает в компании с 1980-х годов, остался президентом.
В последнее время Pininfarina не простаивает. Она отвечает за обновленный Fisker Karma, Karma Revero GT,который был представлен в 2019 году. Кроме того, гиперкар Pininfarina Battista, названный в честь легендарного основателя компании, готовится объединить вневременной стиль с электроприводом Rimac, обеспечивающий общую мощность 1903 л.с. (4 двигателя, по одному на каждое колесо). Ожидается, что автомобиль поступит в продажу в 2021 году. Итальянцы планируют выпустить 150 экземпляров этого суперкара, который сможет разгоняться до 100 км/ч за 2 секунды и развивать скорость 349 км/ч. Цена была установлена в размере 2 млн евро. Много, но Pininfarina по-прежнему остается брендом в автомобильном мире. Итальянцы сообщают, что уже зарезервировано 40% от общего объема производства.
Чтобы узнать ещё больше нового и интересного, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и не забывайте оставлять комментарии!
Самые интересные проекты Zagato
Ferrari F8 Spider против McLaren 720S Spider