Вспомните с чего началось ваше первое знакомство с таким феноменом как игры?
Запуск тетриса или вставленный картридж Марио...
Каковы были эмоции от ощущения полного контроля происходящего на экране и какими были ожидания?
Это было на столько ново и необычно, что погружение было максимальным и все что существовало вокруг в тот момент, мгновенно забывалось.
Терялось ощущение нажатия на кнопки, скудность графики и прочие мешающие факторы. Происходило полное слияние игрока с персонажем игры и олицетворение себя с ним, из за чего такие мелочи как нажатие на кнопки уходили на задний фон, полную автоматизацию и казалось что мы и есть тот самый человечек которым прыгаем, либо же управляем им силой мысли.
Время шло, и игры, как что то отдельное брали новые элементы в манеру своего повествования и экспериментировали с игроком.
Если раньше было достаточно пары строк какого то бэкграундного сюжета по типу "Злой протагонист кого то похитил из приближенных главного героя и нужно отправляться в дальние дали за его спасением", а вся остальная составляющая был исключительно геймплей без каких то объяснений того что нас окружает. То сейчас огромные игровые миры живут по своим правилам и отлично справляются без участия игрока, но каждый элемент этих миров объяснен, а каждый персонаж по возможности проработан и возможно даже обладает отдельной драматической историей своей жизни, в которую мы опционально по желанию можем даже углубится если захотим.
Однако, чем больше игровой процесс уходил в кинематографичность, тем меньше становился процент непосредственно игровой составляющей которая заставляла непрерывно участвовать и насыщала динамикой, тем самым погружая в происходящее на экране.
И это стало серьезной проблемой, ведь если ты смотришь кинофильм дома, ты в любой момент можешь нажать на паузу, и ощущение от просмотра при присутствии контроля - теряется, в отличии от кинотеатра - где ты принимаешь правила игры и стараешься не упустить ни одной мелочи.
Сюда же добавилась попытка реализовывать в играх иные состояния сознания, такие как сон\безумие и все еще больше усложнилось. Ведь состояние сна интересует человека по причине как раз таки полного отсутствия контроля, и в такой жанр как игра, где первоначален контроль и геймплей его можно засунуть лишь как условную абстракцию, потому что создать игру где игрок не сможет играть - весьма сомнительная затея.
В связи с этим игры продолжают быть чем то весьма экспериментальным и стараются бороться за внимание игрока любыми методами. Высокая сложность, таймер который нельзя остановить или нажать на паузу что бы отдохнуть, фиксированная камера как в Сайлент Хилле, отсутствие возможности сохранится в любом месте и даже различные ограничения для погружения по типу запуска игры исключительно в ночное время суток...
Поле для экспериментов здесь достаточно большое, и скажем так, не паханное. Поэтому игры это отдельный вид искусства, объединяющий в себе кучу различных дисциплин, начиная от кинематографичности ракурсоф и звукового дизайна, заканчивая именно вариативностью того, как именно мы будем принимать участие во всем происходящем.
А чего именно вы ожидаете от игры когда её запускаете? Сразу начать действовать и во всем разбираться самостоятельно без объяснений? Или своеобразное кино в котором сможете участвовать?
Напряженных вызовов которые заставят каждую клетку тела напрячься, или то, что позволит неторопливо с чашкой чая погрузится в мысли? Закрыть глаза и вслушиваться в происходящее и наслаждаться несуществующими, но красивыми пейзажами иных вселенных?
Что заставляет ваше внимание погрузится на столько что бы пролетевшие часы были незаметны, а удовольствие после этого было сравнимо с хорошим фильмом в кинотеатре или даже лучше?
Игры сейчас - это уже давно не гиковская форма развлечений для посвященных или детская забава, это иная форма повествования наталкивающая на абсолютно другие выводы и дающая неповторимый опыт который сложно было бы дать в другой форме.
Можно долго фантазировать на тему во что это все перейдет и какую форму обретет лет через 30, учитывая что виртуальная реальность уже все более обыденна для современного игрока, а игры все больше и больше становятся массовым и общественным достоянием, где по вкусу себе что то может найти как искушенный игрок с 30 летним стажем. Который видел как все это зарождалось, так и какая нибудь взрослая женщина которой захотелось расслабится после долгого рабочего дня.