Слово «фэнтези» вызывает в голове множество устоявшихся образов: мир в средневековом антураже, волшебники, драконы, рыцари, орды варваров… С легкой руки Толкина к ним добавились эльфы, гномы и орки. И все же существует немало книг, авторы которых пытаются отойти от привычных шаблонов. Сегодня я представлю вам пять самых необычных миров фэнтези, с которыми мне довелось познакомиться. Поехали!
Рошар
Рошар – это название не только мира, но и планетарной системы во Вселенной Космера, а также континента, где происходят основные события цикла «Архив Буресвета» (Брендан Сандерсон). Жизнь на Рошаре формировалась на протяжении тысячелетий под влиянием мощных и опасных бурь. Западные земли защищены высокими вершинами Туманных гор, поэтому жизнь там похожа на земную.
Напротив, вдоль восточного побережья Рошара, вблизи океанов, где и начинаются самые сильные бури, почва практически выветрилась, оставляя только скалы. Все виды жизни имеют какую-то защитную оболочку или убежище, где можно укрыться от очередного урагана: животные нарастили хитиновые панцири, растения научились скрываться под землей, а разумные расы строят бурестойкие жилища.
В этом мире есть много других интересных фишек. Например, гравитация слабее земной делает возможным появление более крупных существ. Здесь обитают расы элементалей (спренов), которые способны вступать в симбиотическую связь с другими живыми существами – в результате получаются самые невероятные результаты (например, способность летать). Люди научились заключать частицы энергии штормов в особые сферы, которые используются вместо денег, в качестве украшений и даже как источники магии.
Бас-Лаг
Это мир, в котором происходит действие цикла «Нью-Кробюзон» (Чайна Мьевиль). Здесь технологии причудливо сочетаются с магией, при этом технологии не стоят на месте. Например, в первой книге («Вокзал потерянных снов») основное оружие - кремневые мушкеты, а уже в третьей книге («Железный совет») появляются капсюльные ружья.
Несмотря на то, что в Бас-Лаге есть несколько континентов, наибольшую известность приобрел город-государство Нью-Кробюзон. Он населен самыми разными существами: обычными людьми, разумными кактусами, насекомовидными хепри, летающими гуманоидами-гаруда, русалками, водяными. Город наполнен разными стимпанк-технологиями: паровыми механизмами, воздушными линиями монорельса, счетными машинами, но с ними соседствуют и магия (призыв элементалей), и алхимия (создание големов).
Дополнительный плюс – социальные проблемы, которые поднимает Мьевиль. Соседство разных рас неизбежно приводит к появлению районов-гетто и столкновениям на расовой почве. В парламенте полно коррумпированных политиков, которые проворачивают свои махинации. Здесь есть целый квартал для местной богемы и университет с множеством студентов, но даже такие, казалось бы, свободомыслящие люди связаны суевериями и предрассудками.
Расколотый мир
Мир из одноименной книги Феликса Гилмана интересен тем, что все еще находится в стадии творения. Восток – самая старая часть мира, поэтому там сильны консервативные традиции. Запад, напротив, появился недавно и все еще не завершен – мир в этой части упирается в магическую Границу, которая постепенно передвигается еще западнее, открывая новые земли. Нетрудно догадаться, что Гилман при создании мира вдохновлялся американским Диким Западом :)
Развитие технологий в Расколотом мире объясняется влиянием демонов, проникающих на Восток извне. Есть демоны порядка, которые вселяются в машины, осваивающие мир, прокладывающие железные дороги и т.д. Другие демоны вселяются в огнестрельное оружие и сеют хаос. Оба вида могут проникать в сознание человека и в обмен на службу наделять сверхспособностями. Так формируются две основные стороны конфликта – Линия и Стволы.
Однако на Западе сохранились и представители волшебного Первого Народа, в котором легко угадывается смесь индейцев и фэйри из кельтских легенд. Первый Народ бессмертен, и никогда не знаешь, как они поступят – в равной степени можно получить награду или смерть. А еще совсем недавно существовала Республика Красной Долины, где люди пытались создать государство без всяких демонов, но быстро проиграли, и теперь их лидер скрывается и от Линии, и от Стволов. Здесь и начинается сюжет «Расколотого мира».
Авалон
Мир в книге «Дочь железного дракона» (Майкл Суэнвик) – это не привычный остров Авалон из кельтских мифов и легенд о короле Артуре. Это технократический город с фабриками, где производят механических драконов. Фабриками владеют эльфийские корпорации, но поскольку для управления частично разумными драконами годятся только люди, эльфы всюду охотятся за носителями человеческой крови.
Здесь есть еще много волшебных рас: тролли, фэйри, оборотни, русалки, огры… Но это, в основном, низшие расы, их роль – служить эльфам. Нашлось место и для магии, которая применяется, например, в медицине. Но основная сюжетная схема противопоставления («человек – машина» и «человек – система») больше напоминает стимпанк или киберпанк. Благодаря такому миксу жанров у Суэнвика получился очень необычный мир, в который точно стоит заглянуть.
Плоский мир
Мир в одноименном цикле Терри Пратчетта имеет форму совершенно плоского диска диаметром примерно 10 000 миль, в центре которого находится 10-мильная скала, вокруг которой формируется магическое поле. Он стоит на спинах четырех слонов, которых, в свою очередь, несет гигантская космическая черепаха по имени «Великий А'Туин». На первый взгляд может показаться, что Пратчетт просто перенес в фэнтези ранние представления человечества об окружающем мире, но это далеко не так.
Здесь боги и магия сталкиваются с наукой, волшебники и ученые живут в больших городах и совместно раскрывают тайны мироздания. Здесь есть не известные на Земле вещества и даже восьмой цвет (октарин), который может видеть далеко не каждый. А после знакомства с мрачно-юмористичным персонажем по имени Смерть так и хочется всегда ставить это слово в мужском роде :)
Плоский мир наполнен пародиями на самые разные клише и штампы. Здесь можно найти отсылки на многие известные произведения, исторические события, современную массовую культуру. Например, в романе «Цвет волшебства» встречается немало подколок в сторону мастеров традиционного фэнтези (вроде Толкина), в книге «Роковая музыка» обыгрываются проблемы рок-звезд, а в романе «Делай деньги» высмеивается мир крупных предпринимателей. Именно вот такой «серьезный» юмор сделал Плоский мир уникальным для меня.