Найти в Дзене
Артхив

Пастельная серия работ Татьяны Яблонской

Листья тополя. Татьяна Ниловна Яблонская, 2005
Листья тополя. Татьяна Ниловна Яблонская, 2005

Есть в этой пастельной серии какой-то удивительный ясный восточный след. Ведь это в западноевропейской традиции многими поколениями художников принято было из века в век кропотливо накладывать сложный красочный слой на всю поверхность полотна – и с возрастом только совершенствовать его сложность. В восточной живописной традиции все иначе: два предельно точных мазка или три линии создают одновременно образ, свет, идею и эмоцию.

Зимнее окно. Татьяна Ниловна Яблонская, 2004
Зимнее окно. Татьяна Ниловна Яблонская, 2004

В 1999 году случилось перерождение художницы Яблонской. Ей было 83 года – после инсульта Татьяна Ниловна оказалась в инвалидной коляске, правая рука парализована, масляная живопись ввиду требуемой точности и физической силы совершенно недоступна. Тогда она выучилась рисовать левой и взялась за пастель.

Яблочки. Татьяна Ниловна Яблонская, 2004
Яблочки. Татьяна Ниловна Яблонская, 2004

Шесть лет, не выходя из своей квартиры, Яблонская рисует самые простые бытовые натюрморты, полные внутреннего свечения и жизни в самих предметах.

Белые колокольчики. Татьяна Ниловна Яблонская, 2005
Белые колокольчики. Татьяна Ниловна Яблонская, 2005

Дочери художницы иногда как будто невзначай ставили на кухонный подоконник вазы со свежими цветами и как будто случайно забывали на столе пару яблок или посуду. А когда слышали от мамы заветное слово «Бумагу!», бросали все дела, доставали бумагу, пастельные мелки и замирали в ожидании.

Цветы вишни. Татьяна Ниловна Яблонская, 2005
Цветы вишни. Татьяна Ниловна Яблонская, 2005

Это были годы чистого искусства, без продуманных сюжетов, без идей и творческих планов – только молчаливый и сосредоточенный диалог с окружающим миром. «Я счастлива в своем ограниченном пространстве, — говорила Яблонская, — Я оптимистично воспринимаю жизнь, особенно сейчас, когда открылась какая-то счастливая полоса творчества, я увидела, что писать можно то, что вокруг, воспроизводить мир счастливый, мир, который смотрит на меня. …»

Оригинал статьи был размещён по адресу
artchive.ru