- На ампуле прикреплена этикетка, где записана группа крови, номер, серия и фамилия донора. Таких ампул изготавливалось несколько тысяч ежедневно. Номер и серия нужны для классификации, а с какой целью на ней писали фамилию донора?
- В военных условиях, когда каждая минута на счету, переливание подходящей группы крови спасет жизнь. Ошибка в определении группы крови может привести при переливании к летальному исходу.
На ампуле прикреплена этикетка, где записана группа крови, номер, серия и фамилия донора. Таких ампул изготавливалось несколько тысяч ежедневно. Номер и серия нужны для классификации, а с какой целью на ней писали фамилию донора?
События Великой Отечественной войны дают ответ на этот вопрос. Следующая история изложена в брошюре «Наши доноры», написанной директором Ленинградского института Переливания крови В.В. Кухарчиком:
«Лейтенант Игнатченко тяжело ранен. Вот он лежит в палатке дивизионно-медицинского пункта. Зоркие серые глаза, от взгляда которых, бывало, ничто не укрывалось, полузакрыты. Со лба медленно стекает холодный пот. Жизнь лейтенанта в опасности. Только срочная операция может его спасти. Но оперировать сейчас рискованно – раненый потерял слишком много крови.
Хирург открывает небольшой ящик, доставленный на санитарном самолёте, и вынимает оттуда длинный стеклянный сосуд, наполненный красной жидкостью. Сосуд соединён с резиновой трубкой, на которую надета игла. Это – ампула с консервированной кровью, усовершенствованная доцентом Филатовым и доктором Беляковым. Хирург вешает ампулу на крючок и быстро вводит иглу в локтевую вену раненого. Через некоторое время мертвенная бледность, покрывавшая лицо лейтенанта, начинает исчезать. Вот слегка порозовели щёки, лучше становится пульс, ровнее – дыхание. Переливание крови закончено. Теперь можно приступить к операции.
— Чью же кровь мне переливали? Какому другу обязан я спасением своей жизни? – спрашивал впоследствии лейтенант Игнатченко, находясь на излечении в госпитале, куда он был доставлен вскоре после удачной операции.
Лейтенант записывает фамилию донора – возвращаясь на фронт громить фашистских разбойников, он хочет от всего сердца поблагодарить своего «брата по крови», незнакомого своего друга. Его адреса лейтенант не знает, но он перешлёт письмо через Ленинградский Институт переливания крови. Донор получит письмо и узнает, что его кровь спасла ещё одну жизнь, вернула ещё одного бойца».
В годы блокады Ленинграда, несмотря на тяжелейшие условия, в городе было сильно развито донорское движение. Институт получал множество писем от жителей, готовых отдать свою кровь на нужды фронта во имя победы. Вот некоторые из них: «Я осталась одна, совершенно одна… И вот, я нашла себе новую семью – детей не по плоти, но по крови. Я донор…».
«Я сама не могу прийти, у меня паралич обеих ног, но это травматический случай, я сама здоровая, организм мой крепкий. Да я всё равно не могу быть полезной в физической работе, я малограмотна и за меня не стоит беспокоиться. А кровь поможет раненым. У меня три брата на фронте, а сын ушёл добровольцем».
10 декабря 1941 года вышло постановление о специальном донорском пайке. Донорам также полагалось и специальное денежное пособие. Но большинство ленинградцев отказывались от этой заслуженной награды: «Прошу Вашего разрешения на дачу крови ранее установленного срока, безвозмездно, т.е. без платы и пайка. Пусть это будет моей скромной лептой бойцам Ленинградского фронта». Когда несколько месяцев спустя паёк был значительно урезан, наплыв доноров не сократился. «Это мой подарок, кровь пойдёт бойцу, а денежная компенсация – на оборону» – так пишет один ленинградец в институт.
В фонды Военно-медицинского музея ампула поступила в 1955 году от Ленинградского института переливания крови и вошла в состав обширной коллекции, рассказывающей об истории переливания крови.
В военных условиях, когда каждая минута на счету, переливание подходящей группы крови спасет жизнь. Ошибка в определении группы крови может привести при переливании к летальному исходу.
Существует четыре вида групп крови, предложенных Карлом Ландштайнером. Группы крови различаются по характеристикам эритроцитов (красные кровяные тельца, которые разносят кислород по всему телу). От группы крови зависит возможность переливания крови донора реципиенту. Первая группа крови – в системе Ландштейнера 0(I) – является универсальной и может переливаться всем группам. Но при этом донором для человека с первой группой крови может быть только человек с такой же группой. Вторая А (II) воспринимает первую и вторую группы. Для третьей В (III) донор может быть с первой и третьей группой крови. Четвертой АВ(VI) можно переливать все группы крови.
Определить группу крови несложно. Для этого нужно специальные сыворотки всех групп, которые изготавливаются из донорской крови, и немного крови реципиента. На белую эмалированную тарелку или пластинку наносят сыворотки, рядами или каплями. В каждую из них добавляют исследуемую кровь, причём объём сыворотки должен превышать её в десять раз, и перемешивают. Чтобы результат был максимально верным, ждут пять минут. Постепенно в каплях появится мелкие хлопья, которые начинают склеиваться. Это называется реакцией агглютинации. Если агглютинации нет во всех сыворотках – это группа 0 (I). Если реакция происходит во всех пробах, кроме капли с второй сывороткой, то это группа крови A (II). По аналогии с второй, также устанавливается принадлежность к группе B(III). Если агглютинация проявилась во всех пробах – это указывает на АВ (VI).
В богатых фондах Военно-медицинского музея хранится небольшой деревянный ящик, в котором находятся три колбы, три ампулы и три пипетки. Эти незамысловатые предметы являются набором для определения групп крови, который использовался во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. За годы войны только в лечебных учреждениях было сделано около 7 миллионов переливаний и собрано 1 миллион 700 тысяч литров донорской крови.
Узнать больше о медицине блокадного Ленинграда можно в Военно-медицинском музее, а также на онлайн экскурсии.
Пн, Чт, Пт, Сб, Вс 11:00 - 19:00, Ср 12:00 - 20:00. Вт - выходной. Заказ экскурсий +7(812)952-55-43