Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще любая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Состав
Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).
Сейчас наибольшее распространение в крупных городах всего мира получил большой симфонический оркестр. Он закрепился в музыкальной практике примерно со второй половины XIX века — в эпоху Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова. Как показывает само название такого оркестра, его отличает значительное количество участников. Но главный признак, по которому узнают большой симфонический оркестр — это присутствие трёх тромбонов и тубы — медных духовых инструментов, обладающих исключительной силой звука.
Число других инструментов в большом симфоническом оркестре может меняться. Изменяется количество струнных инструментов, однако и оно не может быть произвольным: это повредило бы красоте звучания всего оркестра. Если уменьшается число исполнителей в струнной группе, изменяется количество музыкантов и в духовых семействах. Иначе в оркестре было бы нарушено равновесие звучности.
Ударная группа оркестра в XVIII–XIX веках занимала подчинённое положение. Непременным членом оркестра были только литавры. Другие ударные инструменты — большой или маленький барабан, тарелки или треугольник — появлялись эпизодически. В наше время роль ударных чрезвычайно возросла, но состав их по-прежнему непостоянен. Наиболее употребительный оркестровый состав в наши дни — тройной.
Если содержание музыки требует появления какой-либо оркестровой краски, более плотной или прозрачной звучности, композитор вправе ввести дополнительные инструменты, увеличить или уменьшить состав.
Рассадка оркестра
Cуществует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, её не существует, и поэтому их часто комбинируют.
У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.
В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).
В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.
Бывает, что типы рассадок комбинируют. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.
Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.
Источники: wikipedia.org; domifa.ru; mos.ru